Полезно для прочтения будет как корпоративным галстукам, раздумывающим о смене декораций, так и тем, кто уже под пальмой и не помнит какой сегодня день и как его зовут. В свете популярности последних обсуждений меня заинтересовала данная тема, в которой мы и сможем пообсуждать мысли выраженные автором Славой Баранским, а именно: "Что такое дауншифтинг на самом деле? Какие проблемы он решает, а какие — нет?" Итак, дауншифтеры — это люди, добившиеся успеха в карьере, но в какой-то миг решившие «выйти из игры» и ступившие на путь возвращения к себе, к своим желаниям… Дауншифтеры не авантюристы, они просто отказались от чужих целей и желаний, перестали быть винтиками системы». Кроме Гогена, среди знаменитых дауншифтеров — Будда, оставивший роскошную жизнь во дворце, римский император Диоктелиан, который отказался от престола и остаток своих дней выращивал капусту, и, конечно, Лев Толстой.
Если совершить нехитрую операцию по раскрытию этимологии этого слова, то станет ясно, что сдвиг (shift) вниз (down) по карьерной лестнице с потерей доходов и приобретением свободного времени для альтернативной самореализации возможен при наличии карьерной лестницы и высоких доходов. Есть такое мерзкое слово «тренд». Вернее, в английском языке это нормальное слово, а в русском оно значит не просто направление, но только «актуальное» направление, чья «актуальность» санкционирована какими-то медийными авторитетами. Так вот, печально известный и пресловутый дауншифтинг — это не более чем тренд. Конструкция, которую нанятые бизнесом интеллектуалы и массовики-затейники придумали ему в качестве альтернативы. Когда уже совсем всё осточертело, можно и в Гоа махнуть и там, накурившись, ездить на квадроцикле, вспоминая во сне Москву с ее офисами, пробками, костюмами из бутика и часами по индивидуальному заказу.
Человеческий разум порой придумывает странные штуки, чтобы обмануть самого себя. Наш мозг уникален и неповторим: он может построить ракету, открыть лекарство и создать бессмертную поэму. А ещё он может нахимичить новую систему мышления и убеждений. Только для того, чтобы избежать непростого и обидного разговора наедине. Откровенный монолог пугает разум не меньше диких зверей или бушующего пламени. Так зарождались дауншифтеры. Если совершить нехитрую операцию по раскрытию этимологии этого слова, то станет ясно, что сдвиг (shift) вниз (down) по карьерной лестнице с потерей доходов и приобретением свободного времени для альтернативной самореализации возможен при наличии карьерной лестницы и высоких доходов. Есть такое мерзкое слово «тренд». Вернее, в английском языке это нормальное слово, а в русском оно значит не просто направление, но только «актуальное» направление, чья «актуальность» санкционирована какими-то медийными авторитетами. Так вот, печально известный и пресловутый дауншифтинг — это не более чем тренд. Конструкция, которую нанятые бизнесом интеллектуалы и массовики-затейники придумали ему в качестве альтернативы. Когда уже совсем всё осточертело, можно и в Гоа махнуть и там, накурившись, ездить на квадроцикле, вспоминая во сне Москву с ее офисами, пробками, костюмами из бутика и часами по индивидуальному заказу. Теперь они могут сказать, что либо ты строишь карьеру, либо путешествуешь по миру. Либо ты становишься признанным профессионалом, либо катаешься на сёрфинге сколько захочешь. Либо… Либо… Либо… Когда-то, когда в 1991 году было впервые произнесено слово дауншифтинг, это понятие подразумевало под собой успешных и состоявшихся людей, которые, добившись высот в своей профессии, захотели заняться чем-нибудь другим. Для души. Им не нужно было себя обеспечивать, им не нужно было никому ничего доказывать. Они уже были круты, как гладиаторы римской арены. И вот, в один прекрасный день, почесав свои могучие яйца, они решали создавать свою личную вселенную. Для себя.
Как это часто бывает, массовая культура, сожрав, причмокивая, новую вкусную систему ценностей, отрыгнула кочерыжку убеждений, которая состояла лишь из формулы: «Бросай работать и живи!» Эта «рецептура» оставляла все прелести перемен. «Живём только раз! Думай сам! Не позволяй управлять собой!» Вот только про предысторию вопроса об успешности, состоятельности и прочей чепухе никто уже и не вспоминал. Как и любое лекарство, прописанное не тому больному, формула дауншифтинга начала давать неприятные всходы. А если честнее, то просто калечить людей. Менеджер, строящий в студенчестве гигантские планы о кресле вице-президента и мерседесе с водителем, узнавал, что нужно драть задницу с утра и до вечера лет 15 минимум, при этом решая гигантский объём скучных и сложных задач и обставляя на голову всех конкурентов. Журналист, грезивший о табличке «Главный редактор», с удивлением обнаруживал, что надо угробить лет десять, чтобы научиться писать офигенно на любую дурацкую тему, а потом ещё столько же на месте зама редактора, чтобы научиться также офигенно править дурацкие тексты чужих людей. Полное уныние и тоска. Звук будильника воспринимается с ненавистью, достойной партизана на допросе у фашистов. Время идёт, каждый день одно и то же, а ничего не настаёт. И вдруг он узнаёт о том, что можно ведь жить и по-другому. Надо всего лишь бросить всё к чёрту и стать счастливым. Не как у людей Потом они бродят под пальмами где-нибудь в Гоа, смотрят блаженно на океан, курят травку и общаются с кучей новых друзей. Жизнь удалась! Хотя почему-то всё равно грустно. С каждым прожитым месяцем поддерживать безмятежность становится сложнее, улыбки для очередных друзей становятся фальшивей. Утром ненавистный вентилятор на потолке вызывает стойкое чувство тошноты. Они хотели прожить свою жизнь ярко. Они хотели пустить в себя этот мир. Но мир самодостаточен. Его нельзя впустить. С ним можно только жить. Его можно только познавать. Вселенная открывает двери только для таких же самодостаточных людей, которые знают своё место в ней. Потому что сами завоевали его для себя.
А что завоевали эти люди? Какие мечты осуществили? Кем хотели стать и как близко к этому подошли? Когда-то они решили, что слово «трудно» — синоним слова «нельзя», и создали себе новое «Я». Они не стали отличными руководителями, блестящими врачами, мастерами слога или полотна. Они не стали тем, кто меняет свою жизнь, потому что говорит со вселенной на равных. Они просто бежали. Потому что они — дауншифтеры. Хотя не стоит, наверное, быть таким категоричным. Для кого-то новая жизнь на новом месте оказывается настоящим спасением. Чистый лист начинается с нового заголовка. Детское увлечение наконец-то становится осязаемым и воплотимым. Покорять горные вершины, изучать боевые искусства, понять, наконец-то, эту чёртову математику. И просто жить, занимаясь любимым делом. Вот только… Вот только не стоит забывать, что покорять, изучать и понимать — это те же годы, те же сложные задачи. Как и в обычной офисной жизни, мало у кого хватает смелости снова и снова идти к намеченной цели. И большинство всё равно принимается за старое — «бросай всё и просто живи!» Быть может, дауншифтинг — это просто попытка вернуться к точке отправления. Это надежда на новый выбор. Теперь уже обдуманный. Теперь уже выстраданный годами скитаний. Может быть, это просто желание отдать себя без остатка тому, во что веришь и к чему стремишься. Желание встать в полный рост. Но уже на своём месте.
кмк, со скуки здесь только адын чело постит всякую мутотень, древнюю, как гавно мамонта он сам кстати, больше брюзга или неудачник?
по теме вчера была программа по нЭтВ про этих шифтеров. всё сводится к тому, что если есть хата в Москве и ты её сдаёшь, то живёшь "там", если хаты нет, то работу там и жить очень сложно
Приехал с пальм)))))))))))))) Никому я там нах не нужен, но мой кашель нужен всем))))))))))) Здесь все заипа.. до разложения мосга)))))))))
Как раб сила, своих аборигенов хватает, но без монеты, ты не интересен, логично. Предложи инвестировать, тебя полюбят! -)