“Если вам за пятьдесят, вы проснулись утром и у вас ничего не болит – значит, вы умерли”. К Ле-Ману эта малосмешная штука больше не относится. Знаменитой гонке в прошлом году стукнуло 90. Старикан, однако ж, пышет молодецким здоровьем. Но это не означает, что Ле-Ман на протяжении всей жизни ни разу не жаловался на самочувствие. События 1936 года, когда гонку на Сартэ отменили из-за забастовки французских транспортников (эти засранцы, уж простите за прямоту, продолжают пакостить и по сей день), – это ерунда. Легкий насморк в сравнении с экшеном, захватившим Европу, а затем и весь мир три года спустя. В 1947-м гонки вернулись в Ле-Ман, а в 55-м мир вновь содрогнулся. Чудовищная как по числу жертв, так и по уровню последствий катастрофа, унесшая почти сотню жизней, на какое-то время сделала вполне актуальным вопрос: “А может, человечеству будет лучше вообще без автогонок?” ЕСЛИ В ЛЕ-МАН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕРНУТСЯ И FERRARI, И FORD, ЭТО БУДЕТ ПОИСТИНЕ ГРАНДИОЗНО Но самый опасный период в летописи Ле-Мана пришелся на 90-е. Накрылся медным тазом чемпионат мира спортпрототипов. Мощные заводские команды, на противостоянии которых десятилетиями зиждилась интрига, а значит, и популярность гонки, разбежались кто в “Формулу-1”, кто в ралли. Ле-Ман реально рисковал если и не скончаться в жутких корчах, то утратить статус великой гонки, превратившись в междусобойчик джентльменов-драйверов под легендарной вывеской. Возможно, прозвучит оскорбительно для французов, но вернуть Ле-Ману величие и статус помогли немцы. Audi, если точнее. Марк Шульжицкий – лучший из наших в Ле-Мане. На финише экипаж Ligier Nissan категории LMP2 был 9-м в абсолюте “Четыре кольца” пришли в Ле-Ман, когда серьезных соперников у опытной заводской команды Ингольштадта не было. Практически без борьбы выиграв раз, другой, третий, немцы не стали сматывать удочки. Для Audi Ле-Ман превратился в главное гоночное событие года. Вернее – десятилетия. Упорство сработало. Сначала на вызов “Четырем кольцам”, раздражавшим французов бесчисленными победами, отважились в Peugeot. Лев выиграл лишь одну гонку за пять лет (хотя распиарил этот успех – как высадку на Марсе) и ушел, поджав хвост (французы написали бы “с гордо поднятой головой”). Но почин был сделан. Вскоре перчатку Ингольштадту бросила Toyota, а затем и Porsche. Три заводские команды, претендующие на победу в абсолютном зачете! Такого мир не видел с конца 80-х, когда за титул самого выносливого спорили Jaguar, Mercedes-Benz и Porsche. Короче, еще до старта Ле-Ман-2014 стал лучшим в новом веке. Не бледной тенью самого себя, не больным, идущим на поправку, а Большой Гонкой с наизаглавнейших букв БГ. Уже затем к интриге добавились драма, надежда, разочарование и триумф. Квалификация осталась за японцами. Гибридная Toyota TS030 – вообще на сегодня самая быстрая в топ-категории LMP1. Лучший из трех экипажей Audi только пятый с отставанием в полторы секунды. Но недаром говорят: чтобы быть первым в Ле-Мане, сначала нужно добраться до финиша. Дебют Марка Уэббера за рулем Porsche триумфальным не стал Второй час гонки. Собиравшиеся с утра тучи проливаются на землю тропическим ливнем. Дождь идет несколько минут, но щедро сеет смуту на трассе. Toyota Николя Лапьера аквапланирует в стену. Британец Сэм Бёрд на Ferrari 458 Italia забирает с собой в отбойник Audi Марко Бонаноми. В боксах и у телеэкранов наблюдается сеанс одновременного фейс-палма... Драма закручивает гайки под утро. Из-за поломки электрики сходит лидирующая Toyota. Теперь впереди Audi. Но замена турбокомпрессора в боксах отнимает уйму времени, и к лидеру вплотную подбирается Porsche 919 Hybrid... Сенсации все же не случилось – “Четыре кольца” довели дело до победы. Но главным триумфатором нынешнего Ле-Мана все равно стал сам Ле-Ман – гонка, обманувшая саму смерть и вынырнувшая из пучины -времени как никогда молодой, красивой и сильной. Поговаривают, в “24 часа” хотят вернуться еще и “Феррари” с “Фордом”. Ох, вот это будут гонки... http://www.topgearrussia.ru/planet/travel/217535/e6b500c1.html