В этом году на Россию было отпущено всего 14 штук TT RS – они разошлись по дилерам с февраля по май. Но все это были купе, а вот исполнение с мягкой крышей продавать у нас не планируют. Так что наш экземпляр в прямом смысле бесценный: российской цены на него нет и не будет… Выезд на трек на родстере вместо купе – чистой воды огорчение, даже если приходится записывать впечатления экспертов, а не рулить самому: кабриолет не такой жесткий, как родственное купе, всегда тяжелее его и, как следствие, медленнее. В данном случае, разница в массе составляет 90 кг, из-за которых TT RS Roadster разгоняется с места до «сотни» на две десятых секунды медленнее, чем TT RS Coupe – за 3,9 с против 3,7 с. Частенько лишний вес кабриолета становится открытием и для покупателей таких машин, которые думают ровно наоборот. Заряженная версия Audi TT была представлена в прошлом году, машина не доступна с ручной коробкой Действительно, вроде бы кажется, что раз вместо металлической крыши инженеры установили мягкий складной верх, значит, кабриолет должен весить меньше. Не тут-то было: крыша – один из ключевых несущих элементов автомобиля. Убери ее – и возникнет необходимость усиливать днище, иначе машина просто-напросто «сложится». Отсюда у открытых автомобилей и лишние килограммы. К слову, в странах с мягким теплым климатом, наподобие калифорнийского, неформальная молодежь очень даже любит раскатывать на самодельных кабриолетах – безо всякого складного верха, зато с «заваренными» дверями. Такое конструкторское решение частично заменяет усиление кузова после срезания крыши и применяется исключительно в практических целях, хотя подаваться это может и как протест против буржуазных устоев, и как возможность сигануть за руль на глазах группы упругих девиц. Михаил Даев Автомобиль мне очень понравился внутри. Лаконичный интерьер с прекрасной подгонкой элементов. Отсутствие дисплея на центральной панели – замечательное решение: полностью управлять вторичными функциями машины я могу через настраиваемый приборный щиток. Хотя для «боевой» трассы TT RS Roadster не годится, все же он – нечто большее, чем городская «зажигалка», а звук мотора – просто бомба! Это прекрасный компромисс для тех, кому нужен прогулочный автомобиль с обостренными реакциями. Кстати, про девиц. Несколько молодых особ, присутствовавших на «Спорткаре года» в качестве группы поддержки, единодушно признали TT RS Roadster самой красивой машиной мероприятия и вовсе не потому, что у него была заварена дверь. Аргумент у всех схожий: «Я в кабриолете очень хорошо смотрюсь». И напрасно я пытался растолковать про побочный положительный эффект усиления днища, заключающийся в уменьшении высоты центра тяжести кабриолета (относительно купе), что отчасти компенсирует слабость кузова. На гоночной трассе этот привлекательный кабриолет выглядит гостем, городские улицы – вот его стихия! Поняла меня одна только наша юная гонщица Ирина Сидоркова, однако она этот открытый Audi не оценила! И совсем не от того, что перед тем, как сесть за руль TT RS Roadster, успела влюбиться в Nissan GT-R, разлюбить его, и навсегда отдать сердце Porsche 911 GTS. Уже с первых метров дистанции Ира протянула: «Н-да… это, конечно, не трековый автомобиль». Именно не трековым, а прогулочным признали TT RS Roadster остальные эксперты. Однако ж, по какой причине? По прямой-то разгон очень и очень бодрый, особенно если ехать в спортивном режиме и с лепестками. В числе прочих недостатков Ирина отметила переутяжеленную переднюю часть. Действительно, 5-цилиндровый турбомотор и коробка висят «на передних колесах» поперечно, из-за чего TT RS Roadster оказался не таким послушным в поворотах, как того ожидаешь от маленького двухместного автомобильчика. Ирина диагностировала у TT RS Roadster ярко выраженную недостаточную поворачиваемость. Впрочем, природные недостатки, вызванные компоновкой, отчасти компенсирует муфта отбора мощности на задние колеса, состыкованная с картером заднего моста, добавляющая несколько килограмм на задние колеса. Другие наши эксперты отметили относительно высокую массу машины (1530 кг), которая ощущается тем сильнее, чем быстрее входишь в повороты. Вкупе со слабыми возможностями ручного переключения передач (задержка при смене ступени, узкий диапазон допустимых для переключения скоростей) это делает ее непригодной для полноценного трекового использования. К примеру, Михаил Даев уже на втором круге перешел в «прогулочный» режим, поскольку еще на первом круге TT RS Roadster под его управлением начал «плыть». В целом Михаил остался доволен машиной, однако, сравнивая ее с другими спортивными болидами, представленными на нынешнем «Спорткаре года», оценил TT RS Roadster в 3,8 балла по 5-балльной шкале. Алексей Васильев Когда мои глаза находятся почти на уровне нижней кромки двери, ехать мне совершенно не комфортно. Я отношусь к этой машине, как к городскому юркому шоу-кару, на котором можно в эмоциональном, но, конечно, не в боевом стиле проехать несколько кругов на скоростной трассе. Это очень хорошая машина, которая провоцирует на баловство. Не дотормаживаешь перед поворотом, пускаешь ее боком и вытягиваешь газом. Прелесть! Особый подход к родстеру продемонстрировал Алексей Васильев, который решил воспользоваться передышкой между «Порше» и «Корветом», чтобы ощутить приятные эмоции без особенного напряжения. Со словами «не будем долго пристреливаться», Алексей начал проходить повороты не как кольцевик, а как участник ралли-кросса, благо трассы для этого вида автоспорта делают комбинированными – и с асфальтом, и с грунтом. «База у машины – короткая, мощность – большая. Это и надоумило меня взять кроссовый стиль – не будем жалеть шины! Делаем просто: закидываем машину в поворот, стараясь скользить всеми колесами, и вытягиваем ее оттуда газом. В какой-то мере это позволяет не дергать подрулевой лепесток в попытке понизить ступень – все равно электроника не дает это сделать. Очень понравилась подвеска, не допускающая продольное перераспределение массы, но добиться этого можно, опять же используя совершенно не принятое в кольцевых гонках боковое скольжение». Именно из-за выбранного стиля езды передняя часть родстера Audi не показалась Алексею перегруженной. Между тем, инженеры марки, в попытке подтянуть машину с тяжелым, расположенным поперек силовым агрегатом до трекового уровня, пошли на интересные, хотя и не бесспорные решения. Интересную пищу для размышлений дает простое сравнение технических данных Audi TT RS и Audi TT S. Чтобы избавиться от «лишних» деталей в коробке и максимально облегчить агрегат, у TT RS главная пара с большим передаточным числом работает с нечетными ступенями, а главная пара с меньшим числом – на четные. У менее динамичной и агрессивной TT S все устроено как у обычных дорожных машин: большая пара работает с «нижними» передачами, меньшая – с верхними. Побочный эффект от такого решения в Audi TT RS – не совсем оптимальное распределение передаточных чисел с учетом достижения максимальных ускорений в верхнем диапазоне скоростей: три верхних ступени фактически «прилипают» друг к другу. Однако выигрыш в массе в данном случае оказался важнее. Все прочие недостатки такого решения покрывает во всех отношениях выдающийся 5-цилиндровый турбомотор. В общем, двери в Ингольштадте вряд ли хорошо заварят, а вот все остальное – пожалуйста… Дизайн выполнен под руководством Марка Лихте Команда Audi работает широкими и лаконичными мазками, оттого образ спортивного купе подкупает чистотой пластики кузовной поверхности и интеллигентностью решения в целом. Снаружи: облик формируют знакомые по предыдущим поколениям ТТ детали: строгие циркульные арки колес и вкрапления деталей из серебристого металла. Внутри: форма и стиль каждой детали немецкого автомобиля неотступно продолжают следовать за функцией, определяя царство тех же критериев стиля hi-tech, что и снаружи. В результате серебристые кругляки дефростеров задают тон лаконизму, который в свою очередь организует все обитаемое пространство внутри автомобиля. Серебристым металлом акцентируются и трехспицевый руль, и накладки педалей. И, конечно, как же без вторжения контрастного цвета обивки. Дверные поручни, накладка на туннеле пола могут пламенеть алым цветом. Им же выполняется прострочка руля. Еще кресла с фирменной для спортивной линейки Audi строчкой в стиле «Авиатор» и лого RS в зоне подголовников. РЕЗЮМЕ Трековое использование Audi TT RS Roadster ограничивают электронные алгоритмы, которые не дают водителю возможность переключать ступени как на ручной коробке. Между тем, машина дарит захватывающие ощущения при разгоне по прямой, а при умеренном воздействии на педаль газа расход топлива и в городе, и на трасе будет весьма умеренным: около 8 и 11 л/100 км соответственно. http://www.automobili.ru/tests/single/audi-tt-rs-a-netuti/