Ну и денек! Под колеса прыгали неосторожные пешеходы, на перекрестках норовили врезаться проезжающие мимо машины, только чудом удалось остановиться перед внезапно образовавшимся затором... А под занавес я все-таки разбил новенький Audi A6. К счастью, виртуально — на полигоне Audi под Мюнхеном. Испытания Авторевю: шины на лето Аварию я устроил на симуляторе, закрепленном на платформе Audi A6 с панорамным экраном впереди и телевизорами вместо зеркал заднего вида. Мчусь по скоростной дороге, на спидометре — 100 км/ч, и вдруг раздается писк зуммера, а на панели приборов вспыхивает тревожный красный индикатор. Это радиолокационные датчики активного круиз-контроля заметили стоящий в тоннеле автомобиль. Мне его не видно, но система Audi pre sense plus уже подняла давление в тормозной системе, подвела колодки к тормозным дискам и перевела подвеску в жесткий режим — для лучшей реакции в случае маневра. Через мгновение меня затягивает «оживший» ремень безопасности. И стоит теперь лишь коснуться педали тормоза — сис*тема прибегнет к экстренному замедлению: все это сэкономит около восьми метров тормозного пути! А если вообще никак не реагировать на писк и мигание, то автомобиль сам закроет окна и люк, заморгает «аварийкой» и задействует тормоза. Но не на полную катушку — сначала на треть возможностей (с замедлением до 3 м/с2), а в последние секунды вполовину (до 5 м/с2). Разработанная два года назад совместно с фирмой Bosch система pre sense серийно устанавливается на Audi A6, A7 и A8 и принципиально ничем не отличается от мерседесовской системы PreSafe образца уже далекого 2005 года. А вот pre sense следующего поколения будет способна самостоятельно тормозить «в пол» — как это, к примеру, на небольших скоростях с прошлого года умеет система City Safety на Volvo. Боковые радары «видят» приближающиеся сбоку машины, и электроника высвечивает перед водителем предупреждающую красную полосу. Серийное производство системы Intersection assistаnt планируется через год Инженеры Audi пока обучают электронику оценивать шансы на объезд препятствия — команда на экстренное торможение без вмешательства водителя будет применяться только в безвыходных ситуациях. Интересно, что главный орган зрения системы при движении быстрее 65 км/ч — лазерный сканер с высокой точностью и большим углом обзора (сбоку он «видит» даже бордюры высотой от 10 см), которому нужна идеальная видимость. Его расположенное в бампере окошко размером с ладонь пришлось оснащать обогревом и омывателем — надолго ли их усилий хватит в нашу слякоть? При помощи светодиодов и световодов в Audi мечтают анимировать весь кузов автомобиля — например, он будет встречать хозяина радостными переливами или менять цвет. Забавно. Но мультипликационные «струи» вместо привычных фонарей (на фото включены стоп-сигнал и правый поворотник) больше похожи на хаотичные блики В отличие от BMW, применять лазеры в фарах Audi не планирует. Но им нашлось место в зад*них противотуманных фонарях — широкий луч отлично виден в дымке, а черта на земле преду*преждает водителей о безопасной дистанции (расстояние зависит от скорости) А избыток информации в городских условиях и вовсе способен свести компьютер с ума. Поэтому на этот случай в Audi решили использовать принципиально новый источник информации: модулированный инфракрасный излучатель и приемный PMD-датчик (Photonic Mixer Device — «фотонное смешивающее устройство») из фоточувствительных полупроводниковых элементов, напоминающий ПЗС-матрицу цифровой фотокамеры, но умеющий «чувствовать» расстояние и формировать трехмерное изображение. Пока он довольно близорук и «видит» всего на 20 метров, зато, как уверяют инженеры, способен работать ночью, в дождь и при ярком солнце. Обещают, что система на основе PMD-датчика будет вычислять и неосторожных пешеходов с велосипедистами (в Европе 60% столкновений с ними происходит по вине невнимательных водителей). Пока, правда, это у нее получается не очень хорошо — в двух заездах из трех неосмотрительно «выскакивавшего» из-за припаркованной машины манекена мы с демонстрационным Audi A7 эффектно увозили то на крыле, то на зеркале заднего вида. В первый раз чуть превысили гарантирующую полную остановку скорость 30 км/ч, а потом чудо-датчик и вовсе «не увидел» манекен пешехода. С адаптивным динамическим освещением понятий «ближний» и «дальний» свет больше нет. Фары будут автоматически переключаться между городским, перекресточным, загородным и автострадным режимами А вот будущая система Intersection assistant, облегчающая выезд на «слепой» перекресток, не ошиблась ни разу. Если попытаться выехать наперерез п*риближающейся машине, прямо перед носом, на лобовом стекле, появится здоровенная ярко-красная «стоп-линия» — психологически действует весьма доходчиво. Причем Intersection assistant не только заглядывает за угол широкоугольными камерами бокового обзора в бампере, как это делают нынешние BMW и Лексусы: главная роль возложена на пару радиолокационных датчиков, а в будущем, как и в системе RTTI у BMW, — на обмен информацией между машинами на дороге по радиоканалу (через пару лет стандарт Automotive WLAN 802.11p должен стать единым для всех европейских и американских автопроизводителей). LED-технологии недешевы — одна фара (44 светодиода дневного света и поворотников, 10 среднего радиуса действия и еще пара мощных четырехчиповых светодиодов дальнего света плюс встроенные вентиляторы охлаждения) будет стоить три-четыре тысячи евро Вот бы такую штуку в помощники и при выезде на дорогу задним ходом! Оказалось, такая система у Audi уже фактически готова. Для ее работы даже не понадобились дополнительные датчики — в дополнение к задним камерам приспособили штатные радары системы Side Assist, а вместо линии на стекле возникают тревожные стрелки-указатели на покрасневшем центральном мониторе. Автопарковка с прицепом: в шар фаркопа встроен датчик положения (за подвижным синим кольцом), наложенный на изображение с камеры заднего вида сектор показывает возможные углы поворота, а направление задается коричневой стрелкой при помощи селектора MMI — остается только нажимать на газ и тормоз Через год — в серию: если при остановке попытаться открыть дверь перед приближающейся сбоку машиной, то система контроля слепых зон зажжет предупреждающий треугольник возле ручки и встроенную в обшивку полосу, но дверь при этом не заблокирует Кстати, о парковке. Во-первых, в Audi разрабатывают первый автопарковщик для машины с прицепом. Процесс выглядит так: включаем заднюю передачу, на центральном дисплее видим изображение прицепа с камеры заднего вида и при помощи шайбы MMI и виртуальной стрелки направляем «поезд» в нужную сторону. Как ни нажимай педаль газа, скорость не превысит 8 км/ч, а настоящий руль живет своей жизнью, но точно ведет сцепку задним ходом хоть по прямой, хоть в поворот. Если дополнить систему парктроником на прицепе — будет супер! А главное, сбывается мечта вчерашних выпускниц автошкол — в Audi научили автомобиль парковаться самостоятельно! Только представьте — вы подъезжаете к гаражу или узкому месту в шеренге автомобилей, выходите и нажимаете кнопочку на брелоке. Все! Автомобиль сам трогается, за один-два приема втискивается на место (с боковым интервалом всего 15 см), поднимает стекла, выключает мотор и запирает двери. Еще одно нажатие на кнопку — и все происходит в обратном порядке: автомобиль сам подается для посадки! Жаль, будущее у этой технически готовой системы пока туманное по причинам юридического свойства. С кого спросить, если по вине электроники что-то пойдет не так и взбесившийся автомобиль, к примеру, собьет хозяина? Зато остальные новшества мы с вами вполне можем обнаружить на серийных Audi через пару лет. Правда, ценой существенного усложнения: автомобиль все больше обрастает дорогущими радарами, лазерами, камерами. Их будет больше двух десятков — представляете, во что обойдется ремонт даже при легком столкновении? Илья ХЛЕБУШКИН Фото автора и фирмы Audi www.autoreview.ru