Дело было летом 2002 года. Пришел черёд летнего отпуска в количестве двух недель. Поехал я в деревню. В моём стареньком «Москвиче-412» (1971 года) плотненько разместились - я (за рулём), моя жена, мой ребёнок, а так же мой друг в составе – он, жена и двое маленьких детей, а для полноты загрузки прицепили прицеп. В багажнике и прицепе разложился скарб и много еды, так как отдых предполагался пройти в далёкой деревне за Егорьевском. До деревни добрались благополучно. Там пару раз ездили в соседнюю деревню купаться на озеро. Но по окончании первой недели решили, что вторую неделю проведём на даче у друга - там и «цивилизации» больше и речка рядом. До его дачи было, как потом выяснилось, 270 км., но ночью незнакомая дорога кажется бесконечной! Выехать собирались в субботу в 6 вечера, дабы не жариться на солнце. Предполагали, что за 4-5 часов эту дорогу одолеем, но выехали лишь в 21.00. А путь был такой: д.Бармино (ж.д.станция)-Егорьевск-Воскресенск-Малино-Балабаново-Боровск-д.Тишнево. Июль месяц, темнеет поздно, часть дороги ехали наслаждаясь природой. Так как дорога была не знакомой, то на АЗС и в деревнях спрашивали правильный путь. Около 23.00 включили габаритные огни. Но чем темнее становилось на улице и чем дальше удалялись от деревень – спрашивать становилось не у кого. Ехали по карте (масштаб 1:200 000). Вроде без проблем. По крайней мере ни разу не возвращались. Наступила ночь. На заднем диванчике мирно посапывали дети, а жёны периодически надолго закрывали глазки. Лишь друг, исполняя обязанности штурмана, бодро пинал меня если я норовил долго ехать, не подруливая машину. Скорость была не велика, порядка 60-70 км/ч: больше не позволяла разбитая «бетонка», да и в темноте можно было запросто налететь на стоящий на обочине трактор, а с прицепом особо не по маневрируешь. Было пройдено около 150 км, когда начались сюрпризы. Время перешагнуло в следующий день, а мы продолжали ехать в глухом лесу. Хорошо, что хоть дождя не было. Двигатель монотонно шумел где-то впереди, как вдруг машину залихорадило, и двигатель заглох. Ехали под горку, и чем медленнее двигалась машина, тем больше гасли габаритные огни! Стало как-то нехорошо на душе. Дикий лес, цивилизация чёрт знает где, машин ни встречных, ни попутных давно не встречалось, а в машине куча народу! Голова быстро думала, что предпринять. Выключил передачу и весь габаритный свет (благо ночь была безоблачной и луна освещала серый асфальт). Пока машина шла накатом вспоминал - сколько бензина заправил и что было на датчике. Вроде бы больше половины бака. А почему свет пропал? Включаю 4-ю и … машина завелась, но через секунду попыталась заглохнуть. Я ей этого не позволил, утопив педаль газа «в пол» и вытянув подсос. Ура, едем!, но как-то вяло. Ну хоть не стоим. Включаю свет – всё светит, хорошо светит! Через пару километров - гора, забираюсь и, перебравшись через склон, едем под гору. Ради эксперимента убираю подсос (не убирая ноги с педали газа) – машину начинает лихорадить, а свет тускнеть. Неее, стоять совсем не хочется и, вытянув подсос, ползём дальше. Скорость –40-60 км/час. Подъезжая к трассе Е105 (М2) в районе д. Плешкино, спросонья повернули налево (в сторону области), а надо было ехать прямо до д.Родионовка и лишь тогда поворачивать! Ну повернули, так повернули. Развернуться не по правилам не позволяет разделительный бордюр, поэтому решили ехать до ближайшего поворота направо. На ближайшей АЗС сонная тётя на вопрос о том, где нам сворачивать, не глядя махнула на Юг и сказала, что там будет «хитрый» угловой поворот, и что его надо проехать: «так-вот-так-и-вот-так» (показала она руками). Поехали. Поворот оказался точно – «хитрым». Ни указателей, ни освещения! Зато много-много чёрных полос на асфальте (видимо водители понимали, что это тот самый поворот лишь в последний момент). В общем выбрались на продолжение трассы А108. Подъезжая к перекрёстку в районе д.Воробьи произошла комическая ситуация. Время – 1.30 ночи. Пост ГИБДД. Развалившись на стульчике сидит инспектор, покачивая «полосатую палочку». Знак «СТОП». В лесу тишина, птички поют. Останавливаюсь, но чтобы не заглохнуть и оставаться «со светом», поддерживаю «подсосом» 2.000 оборотов (в машине установлен электронный тахометр). Машина рычит, на дороге ни одной машины кроме моей! Инспектор с любопытством разглядывает мой автопоезд. Служивый вроде и хочет встать, спросить что так шумлю, а вроде и лень. В общем, пока он раздумывал и нехотя вставал, я уехал. Подъезжая к дачным участкам, появился заметный «провал» тормозов. Они «схватывали» с 2-3 качков. Перемещаясь по территории поселения скорость движения регулировал подсосом. Нашей радости не было предела, когда открыли ворота дачи, но радость немножко омрачилась тем, что затормозил я не тормозами, а упёршись передним бампером в детскую песочницу. Двигатель заглох. Свет погас. Всё, приехали. Время 3.30 ночи. Детей перенесли в дом. Отбой. Для нас утро наступило в 10.00, когда проснулись дети, потом завтрак. После чего мы с другом принялись за «разбор полётов». К слову - я за рулём 11 лет, а друг 14. Открыли капот – с виду всё в норме. В окошке карбюратора бензина чуть больше половины, «тормозухи» в бачке нет, но всё сухо (и колёса тоже), аккумулятор вроде чуть-чуть живой. Сняли карбюратор, разобрали до винтика на чистом листе картона. А вот и она, сволочь, из-за которой были беды с топливом. Маленькая мушка забилась в главный топливный жиклёр! А попала она в карбюратор по всей видимости ещё в деревне, когда я ставил новый воздушный фильтр. Все каналы и жиклёры прочистили-промыли и собрали. Долго думали про «убегающее» электричество, но проблему нашли. Их две. Первое – ослабли гайки амперметра на панели, поэтому ток зарядки «шел» на аккумулятор очень маленький, и лампы горели только от генератора. Зато как подплавилось место крепления амперметра в панели! Провода соединили на прямую, минуя амперметр, через болт-гайку. Второе – провода идущие к задним («габаритным» и «стопам») фонарям перетёрлись в районе патрона лампы (как на ВАЗ-2106) и коротили на «массу»! А перетёрлись они из-за плотно утрамбованных вещей (защитного кожуха на фонарях не было). Заизолировав провода, приступили к … обеду. После сытного обеда предались теоретическим суждения по поводу бесследно пропавшей «тормозухи». Осмотрев машину сверху и снизу, и не найдя «мокрых» следов решили долить новой «тормозухи» (из Н.З.) и когда один будет нажимать на педаль, другой будет искать место протечки. Залили, покачали – нигде ничего не течёт и из бачка никуда не протекает. Странно. Приняли решение прокатиться на речку (до неё 1 км.) искупаться. Подъезжая к речке, а она находится в овраге, торможу, а тормозов нет! 4 качка педали и машина встала. Открываем капот – «тормозухи» нет! Чудеса! Искупавшись, медленно поехали обратно. Вновь облазили всю машину – ничего, всё сухо. Решили снять и разобрать главный тормозной цилиндр. Но вот проблема – запас «тормозухи» кончился и потом прокачивать будет нечем. Время 17.50, надо ехать в соседний город (Боровск, а до него 20 км). Сели на два «советских» дорожных велосипеда и поехали на свой страх и риск, ведь в воскресенье магазин мог не работать, да и время поджимало (мы предполагали, что он работает до 19.00). Так долго и быстро на велосипеде я никогда не ездил. К горке перед центральной площадью, где находятся все магазины, мы подъехали в 18.50. Заехать на неё не было абсолютно никаких сил, но и спрыгнув с велосипеда, ноги отказывались делать шагательные движения. Во рту пересохло. Перед глазами летали бутылочки с «тормозухой». Упёршись руками в руль и прислонившись грудью к седлу, я втолкал велосипед на горку, на которой стояла машина ГБДД с тремя инспекторами. При виде меня на их лицах засияли улыбки. Когда я, держась за дверь, ввалился в магазин, часы показывали 18.58, и тётенька продавщица смачно клацнула кассой, а другая тётя выключила в магазине свет. Одновременно с этим я сел на пол. Вот тебе и марш-бросок. Не успел. Причём друг в это время только преодолевал горку. Тёти в магазине переглянулись и почти одновременно сказали: «а мы уже закрылись, а чё нада-то?» я выдохнул: «тормозуху БСК». И знаете, что они ответили? – «да ради бога, бери». Такой дефицитный товар как «БСК» и в Москве-то не везде найдешь, а тут в глуши и есть! Взял пару бутылочек по поллитра. На душе стало очень хорошо. Приполз друг. Тёти закрыли магазин. Всё-таки есть справедливость на свете! Обратно поехали не сразу. Купили по мороженому и по-тихоньку съели его в скверике в тени деревьев. Возвращались на дачу не спеша, так как ноги плохо разгибались, а «пятая точка опоры» вспоминала о мягком диване. И как велогонщики часами гоняют по трассам? Там же сидения вообще напоминают жердочки! У них «там» что, большая сушеная мозоль? Приехав на место, решили до завтра ни чем себя не обременять, только покушать и полежать. Наступил новый день. Яркое солнышко предвещало хорошую погоду. Проснулись, позавтракали и принялись за разборку главного тормозного цилиндра. В этой машине он находится справа по ходу движения. Такие же стояли на РАФах. По сути, здесь два цилиндра – один находится под педалью (как сцепление), а ко второму (с вакуумным усилителем) идёт трубка, а уже от него расходится по колёсам. Сняли мы «вакуумник», положили на картон и стали развинчивать. Развинчивали-равинчивали, а от туда как потечёт «тормозуха»! Вот где она пряталась! Вытекло примерно с поллитра (но объём камеры позволял «принять» ещё поллитра). Разобрав весь механизм выяснили, что виноват во всём перепускной сальник. От старости кромки стали круглые и «ворсистые». Залез я в «закрома Родины», но нужного сальника не обнаружил! Всё, хана. Такие «вакуумники» уже давно не выпускают и делают ли «резинки» для них была большой загадкой, да ещё мы находимся не в Москве, а в… Надо ехать в Боровск, но наши «мягкие места» не перенесли бы повторного путешествия на велосипедах. Решили ехать на машине. Без тормозов. Каюсь, больше так не буду. Но, чёрт побери, какой русский водитель не «экстремал» по натуре? Ездить по разбитым российским дорогам могут не все европейцы! Шланг, который шел к «вакуумнику» заткнули болтом, чтобы 4-ый цилиндр не сосал воздух. Машина завелась легко. Так как был понедельник, то на дороге машины, как попутные, так и встречные, попадались крайне редко. Ехали не быстро, около 10-20 км/ч. с включённым «ближним светом» и «аварийкой». на «первой», изредка на «второй» скорости. Проехав окраину города, решили в центр не углу****ься, так как появился шанс кого-нибудь «догнать» или сбить, а это в наши планы не входило. Остановились (выключив зажигание, не выключая 1-й скорости и помогая «ручником») за ближайшим Т-образным тупиковым перекрёстком, чтобы за два приёма развернуться (направо-назад и налево-вперёд), и дальше пошли пешком. В этот раз автомагазин казался уже родным. С продавщицами поздоровались как со старыми знакомыми. На вопрос о сальниках на РАФовский «вакуумник» пожали плечами и вытащили коробку из-под водки доверху набитой пакетиками со всевозможными резиновыми колечками и сальниками. Коробку опустили на пол и усевшись «по-турецки» начали «погружение». После 20-ти минутных поисков мы нашли два комплекта для нашего «вакуумника»! Фантастика! Улыбками светились не только наши лица, но и лица продавщиц и случайных покупателей. По дороге к машине купили по мороженному и, предвкушая скорый ремонт, не переставали удивляться ассортименту этого автомагазинчика. Обратно добрались без проишествий. Собрав «вакуумник» и прокачав тормоза, поехали на речку. Всё работало и никуда ничего не утекало! Как только солнышко стало скрываться за лес, вернулись обратно. Дабы исключить наличие пузырей в тормозной системе решили прокачать всё систему ещё раз. И всё бы было хорошо, но при прокачивании последнего (левый задний) рабочего цилиндра, произошла трагедия. При затягивание «прокачного» стального болта лопнул чугунный корпус цилиндра и «тормозуха» потекла на колесо. Нда, уж не везёт, так не везет. Перспектива третьей поездки в магазин как-то не радовала. На машине – боязно, а на велосипедах – как-то неприятно (особенно на следующий день). Перебирая в памяти наличие запчастей в гараже (в Москве), вроде там такая новая деталь была, и платить 100 рублей (которые лишними никогда не бывают) как-то не хотелось. Было принято решение о закупорке этого цилиндра, для чего вырезали из консервной банки «пятак» и вложили его в отверстие, куда вставляется тормозная трубка и, нажимая на педаль тормоза, затянули гайку. Домой выехали в воскресенье утром, так как наличие только трёх тормозящих колёс не подразумевало экстренных торможений «в пол», особенно усугубляло данную ситуацию наличие прицепа. Благо, что дождя в этот день не предвещалось. До Москвы добрались без приключений, но вот нового (собственно как и старого) тормозного цилиндра в гараже не оказалось. Его пришлось покупать. При прохождение ежегодного инструментального техосмотра тормоза показали замечательные результаты. Значит не зря мучился, да и на душе стало спокойнее. Вот такой активный отдых получился.
Интересно, а откуда на 412-ом Москвиче аварийка "с включённым «ближним светом» и «аварийкой»." P.S. А ремонтироваться надо было прямо у магазина запчастей, не пришлось бы свой зад травмировать велосипедным седлом
Спасибо терпеливым, что прочли до конца. . а аварийку я сам сделал, а то на ТО не пропускали. я ведь его честно всегда проходил.