i "Бублик", убийца АКПП: что ломается в гидротрансформаторах и как их чинят

Тема в разделе "Новости Audi", создана пользователем Audi News, 3 сен 2015.

  1. Audi News

    Audi News Новости из мира Audi

    2 мар 2011
    6.552
    Москва
    А4
    Гидротрансформатор, он же "бублик" (прозвище пошло от его формы), является непременным атрибутом любого "настоящего автомата". Не обходятся без него и мощные вариаторы, и даже в преселективную АКПП его поставили на некоторых моделях Honda (например на Acura TLX), чтобы обеспечить мягкость движения на малой скорости. И иногда он выходит из строя.

    [​IMG]

    Казалось бы, это чисто гидравлический узел и ломаться там нечему, разве что протечь может… Но нет, современный гидротрансформатор много сложнее в устройстве, чем картинка в старом учебнике и скорее является узлом с ограниченным сроком службы, после чего должен пройти процедуру восстановления. Что же с ним происходит, что у него внутри и как это починить?

    Как устроен "бублик"?

    Основной задачей гидротрансформатора всегда было преобразование крутящего момента и оборотов: он работает как гидравлический редуктор, который умеет снижать обороты и повышать крутящий момент с коэффициентом трансформации до 2.4. Основана его работа на передаче энергии через поток жидкости — в данном случае трансмиссионного масла, которое мы все знаем как ATF (automatic transmission fluid).

    [​IMG]

    Коленчатый вал мотора связан с насосным колесом, которое разгоняет жидкость и отправляет ее на турбинное колесо. Турбинное колесо в свою очередь связано с коробкой передач. Жидкость раскручивает турбинное колесо и отправляется обратно на насосное. Но перед этим она попадает на лопатки направляющего аппарата, выполненного в виде колеса-реактора, которые ускоряют поток жидкости и направляют его в сторону вращения.

    Таким образом поток жидкости ускоряется до тех пор, пока скорости вращения насосного и турбинного колес не выравниваются, и тогда гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, при котором преобразования крутящего момента не происходит, а направляющий аппарат начинает свободно вращаться, не мешая току жидкости.

    Чем больше разница скоростей вращения турбинного и насосного колес, тем больше ускоряется ток жидкости, но при этом она начинается нагреваться, а КПД гидротрансформатора падает — больше энергии уходит в нагрев. Когда же скорости вращения колес выравниваются, то в передаче момента через жидкость с большими потерями смысла нет.

    Поэтому со временем в гидротрансформаторы стали внедрять элементы обычного фрикционного сцепления, основанного на трении. Называется это блокировкой гидротрансформатора. Суть блокировки — в соединении входного и выходного валов, чтобы передавать момент напрямую. Без нее старые машины с АКПП, как говорится, "не ехали".

    https://youtu.be/-sEol4gED1A

    На самых старых конструкциях блокировка срабатывала автоматически, за счет давления рабочей жидкости, но с появлением АКПП с электронным управлением функция стала управляться отдельным клапаном. Говорить же о способах реализации блокировки нужно в отдельной статье, потому что их великое множество. Но смысл один — соединять валы и временно исключать из цепочки передачи крутящего момента трансмиссионное масло.

    А вскоре на фрикционы блокировки возложили задачи, сходные с задачами обычного сцепления механической КПП — при разгоне они немного смыкались, пробуксовывая и помогая передавать крутящий момент, а сама блокировка стала срабатывать очень рано, чтобы уменьшить потери в гидротрансформаторе. Собственно, современные гидромеханические "автоматы" уже нельзя назвать классическими — это уже некий гибрид.

    [​IMG]

    И чем мощнее становились двигатели, тем сильнее нагревалась жидкость в ГТД, тем сложнее было обеспечить его охлаждение, и тем больше работы по передаче крутящего момента старались переложить на сцепление блокировки.

    Что ломается в гидротрансформаторе?

    Раз есть сцепление внутри "бублика", значит, оно изнашивается — вечных фрикционных пар не бывает. К тому же продукты их износа загрязняют внутренности ГТД, поток горячей жидкости с абразивом "выедает" металл лопаток и других внутренних частей. Также потихоньку стареют, выходят из строя от перегрева или просто разрушаются уплотнения-сальники, а иногда выходят из строя подшипники или даже ломаются лопасти турбинных колес.

    Продукты износа фрикционной накладки попадают и в саму АКПП, ведь охлаждение ГТД идет прокачкой масла через насос коробки и общий теплообменник. А в гидроблоке АКПП (о нем нужно рассказывать отдельно) есть еще много разных мест, где грязь может что-то забить или жидкость может проточить лишние отверстия, повредить соленоидные клапаны, замкнуть проводники…

    В общем, со временем ГТД становится основным источником "грязи" в АКПП, которая обязательно выведет ее из строя. У некоторых АКПП проблема осложняется тем, что материал накладок "приклеен" к основе, и по мере износа в жидкость начинают попадать клеющие вещества, ускоряя процессы загрязнения в разы.

    Таким образом, поживший "бублик" нужно менять или ремонтировать, пока он не сломал всю коробку передач. К слову, старые АКПП, у которых блокировка срабатывала редко, только на высших передачах или ее не имелось вовсе, имеют заметно большие интервал замены масла и ресурс.

    Наиболее печальный случай

    К чему это приводит, можно увидеть на примере широко распространенной 5-ступенчатой АКПП Mercedes 722.6. Она ставилась на несколько десятков моделей Mercedes-Benz, Jaguar, Chrysler, Dodge, Jeep и SsangYong c 1996 года и ставится по сей день.

    В этой коробке передач гидротрансформатор блокируется на всех передачах, и специальный клапан регулирует его прижатие. Даже при плавном разгоне включается частичная блокировка, а при резком блокировка включается почти сразу. Машина получается экономичной и динамичной.

    [​IMG]

    А вот износ закладок блокировки идет быстро, и если не менять масло вовремя, то при пробегах свыше ста тысяч километров плавная блокировка становится не такой уж и плавной, заставляя машину дергаться, а продукты износа повреждают постоянно работающий клапан соленоида блокировки, усиливая эффект.

    Но даже если масло менять, то все равно к пробегу тысяч в двести километров накладки ГТД износятся и создадут очень много мусора, который разрушит клапан и, разумеется, коробка начнет работать жестко, с ударами. В итоге, если вовремя не отремонтировать источник мусора, вся АКПП отправится на свалку.

    Ремонт гидротрансформаторов

    Сам "бублик" в сборе — дорогое удовольствие. Его стоимость измеряется десятками тысяч рублей. Для примера: "бублик" в сборе для коробки ZF от Audi A6 C5 и Audi A4 B7 будет стоить около 60 000 рублей, а для BMW 5 series E60, 7 series E66 и X5 E53 — около 120 000 рублей.

    Стоимость ремонта же начинается с 3 500 - 5 000 рублей, без учета стоимости снятия АКПП, разумеется. Для самого простого ремонта "бублик" надо разрезать, вымыть, отдефектовать, заменить уплотнения, заменить фрикционные накладки и гидроцилиндры при необходимости, спаять и отбалансировать.

    [​IMG]

    Полностью выходит из строя этот узел только при самых запущенных случаях, и обычно его удается реанимировать полностью. Но как и в любом деле, тут важен профессионализм исполнителей. Ведь точная гидравлика работает с высокими оборотами и при высокой скорости тока жидкости, малейшее нарушение соосности валов, дисбаланс или механические повреждения внутренностей могут вывести из строя не только сам "бублик", но и АКПП, ее насос или даже двигатель машины.

    А как узнать, что гидротрансформатор вышел из строя?

    Если масло в АКПП быстро темнеет после замены, машина стала расходовать больше топлива, ощущаются рывки при равномерном движении или при торможении двигателем, то — скорее к мастеру проверять круглый железный "бублик". Не так уж дорог его ремонт, а неисправный, дел он может натворить очень много.

    Как сделать так, чтобы гидротрансформатор подольше не ломался?

    Инструкция будет простой. Во-первых, не нужно увлекаться ездой на высоких оборотах — гидротрансформаторы в таком режиме изнашиваются быстрее. Во-вторых, поменьше перегревайте машину. В-третьих, регулярно меняйте масло.

    Борис Игнашин

    http://www.kolesa.ru/article/bublik...rotransformatorah-i-kak-ih-chinjat-2015-03-19
     

    Вложения:

    • 1.jpg
      1.jpg
      Размер файла:
      19,4 КБ
      Просмотров:
      191
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  2. Sauron_666

    Sauron_666 Старожил

    22 ноя 2009
    8.064
    Audi RS6 C6
    Ну у нас бублики не умеют ремонтировать, а отправлять в штаты или в Европу - дороговато теперь стало.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  3. Fiddler000011

    Fiddler000011 Новичок

    28 июл 2012
    81
    S8/D3 5.2 FSI 08г.
    Не знаю как в России, но в Казахстане и в Астане, и в Алмате ремонтируют. Мне на S8 в Астане делали. Все ок. Мне кажется, что в Москве должны быть спецы.
     
  4. Автоматный

    Автоматный Акппэшник

    31 окт 2011
    2.047
    Москва
    Это у вас не умеют. Вы не выбирайте по цене место ремонта и географическому признаку (типа кто ближе) и может поймете что в Москве тоже специалисты найдутся. А с америки порой такая хрень приезжает что диву даешься наглости янки. Тут есть человек которого я уговаривал не брать ребилд из пиндосии но он не послушал и купил. Поищите здесь есть его отчет. И он такой не один в практике. И уж точно могу сказать что не стоит платить такие деньги за тюнинговый транс из америки. Это вообще чистый развод.
    И еще немаловажен вопрос гарантии!!!
     
  5. Sauron_666

    Sauron_666 Старожил

    22 ноя 2009
    8.064
    Audi RS6 C6
    Я написал исходя из своего опыта. В 2012 году столкнулся. Никто восстановить нормально не смог в Москве, хотя звонил во всевозможные конторы. В итоге отослал мастеру в Америку по рекомендации с форума на rs6.com Сделано всё было прекрасно. Вообще никаких проблем не было после.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  6. MadPR

    MadPR Живу я здесь

    17 июн 2008
    2.874
    Audi
    В Москве есть хорошие сервисы по ремонту АКПП и их частей. И уж в 2012 году они так же были. Сейчас не середина 70-х.
     
  7. roadall

    roadall Заблокирован

    23 май 2011
    1.245
    Москва
    A8 4.0 biturbo
    я купил 221 там была проблема с трансформатором, на нем надпись юнит, был когда то там в ремонте, возил в другую контору , сделали отлично. вообще гидротрансформатор на современных акпп это расходник, раньше был другой алгоритм работы, а щас гидротрансформатор работает как сцепление, а именно так называемая блокировка, она как правило и стирается, раньше блокировка включалась на последней передаче, а щас работает в момент трогания, да и вообще в 80 процентах времени.
     
  8. Sauron_666

    Sauron_666 Старожил

    22 ноя 2009
    8.064
    Audi RS6 C6
    АКПП - да. Бубликов - нет. Восстанавливали как то раз. Только деньги зря потратил. А действительно хороших контор и специалистов - по пальцам пересчитать.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  9. MadPR

    MadPR Живу я здесь

    17 июн 2008
    2.874
    Audi
    Не повезло? Могу только посочувствовать.
     
  10. roadall

    roadall Заблокирован

    23 май 2011
    1.245
    Москва
    A8 4.0 biturbo
    есть контора в Москве, делает отлично
     
  11. AlesX

    AlesX Живу я здесь

    9 фев 2013
    1.134
    A4 B5 Q 1.8T 2000г
    Сразу бы поделились местоположением, что ли...
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  12. MadPR

    MadPR Живу я здесь

    17 июн 2008
    2.874
    Audi
    Это уже реклама которая здесь в открытую не приветствуется, мягко говоря. Особенно, если то о чем говорят не платит денег администрации ресурса.
     
  13. AlesX

    AlesX Живу я здесь

    9 фев 2013
    1.134
    A4 B5 Q 1.8T 2000г
    Напишите мне в ЛС
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  14. roadall

    roadall Заблокирован

    23 май 2011
    1.245
    Москва
    A8 4.0 biturbo
    конечно запрашивайте через личку и все
     
  15. Sauron_666

    Sauron_666 Старожил

    22 ноя 2009
    8.064
    Audi RS6 C6
    А в личку - это будет скрытая реклама.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  16. vitus_tmn

    vitus_tmn Новичок

    27 июл 2014
    29
    А6/C6Q 3.2
    и мне можно в личку контакты у кого растут руки из правильного места по ремонту бубликов.
     
  17. MadPR

    MadPR Живу я здесь

    17 июн 2008
    2.874
    Audi
    Если обратили внимание - у нас эти контакты только по Москве имеются. В ваших краях помочь не сможем.
     
  18. fobos400

    fobos400 Участник форума

    7 май 2013
    116
    Q7 3.0 TDI
    И мне в личку плиз. Актувльно аж жуть, и если есть цены на снятие, установку и ремонт, то тоже гуд
     
  19. fobos400

    fobos400 Участник форума

    7 май 2013
    116
    Q7 3.0 TDI
    Тема умерла? Народ ау