CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ Ирина Зимина Когда принесли моего брата из роддома, я была шокирована. Некрасивый, кричащий, он ничего не понимал, не умел говорить и постоянно требовал, чтобы с ним были рядом… На второй день я подошла поближе и захотела его потрогать, но на меня накричали! Никогда раньше я не слышала такого от моей любимой мамочки! Я поняла, что надо что-то делать! Из воспоминаний N. «Мой брат (сестра) чудом остался жив (осталась жива)», - говорят многие про своих братьев и сестер, родившихся с небольшой разницей в возрасте. К сожалению, известно много случаев крайней жестокости старших детей по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, такой случай: старшая девочка регулярно поила младшего брата холодной водой, и он постоянно болел; продолжалось это, пока ее не застали на месте преступления. А родители при этом недоумевали: «Как это могло случиться?»… Мой приятель вспоминал, как он в трехлетнем возрасте принес домой огромную палку для того, чтобы ударить своего брата, и только прутики кроватки и близость мамы спасли последнего от увечья. Конечно, это крайности, но они реальны. В основе такого отношения лежит четкая мотивация: ревность. Ревность снедает старшего ребенка, грызет его психику. В этом смысле он ничем не отличается от взрослого, только объект его ревности, обладания - родители. Вы можете вполне понять его чувства, если ревновали хотя бы раз в жизни. Мировая художественная литература изобилует описаниями этого специфического состояния, в романах можно даже найти самые разнообразные «рецепты»: как разжечь ревность или, наоборот, как не дать для нее повода. Вам предстоит серьезнейшая работа, прежде чем вы будете по-настоящему готовы к решению проблемы со старшим ребенком в преддверии рождения и в течение первых лет жизни младшего. Возникает несколько вопросов. Все ли дети подвержены чувству ревности к младшим братьям и сестрам? Какой возраст старшего ребенка самый опасный? И наконец - что делать? Попробуем ответить на них по порядку. Ревность может возникнуть у любого ребенка, даже у хорошо подготовленного к рождению брата или сестренки. Подчас достаточно одного неосторожного слова, чтобы пожар заполыхал в полную силу. Можно ли его предотвратить? Думаю, что можно. Конечно же, существует зависимость между силой возникающей ревности и возрастом старшего ребенка. Понятно, что бессмысленно подготавливать пятнадцати-шестнадцатилетнего первенца к рождению второго ребенка так же тщательно, как при разнице в пять-шесть лет, да и ситуация такая встречается куда реже, чем небольшая разница в возрасте. По-особому трудна разница в год-полтора. Ведь ваше старшее дитя не внемлет никаким вашим доводам, сколько бы вы ни призывали его к разумности и т.п. Зато в этом возрасте психологическая проблема, даже если она возникает, еще не так велика, как та, которая может появиться у ребенка постарше, когда он годам к пяти-восьми достаточно вкусил всех прелестей положения всеобщего любимца. Известно, что предупреждение болезни обусловливает значительно меньшие издержки, чем ее лечение. При всех минусах в ситуации «старший - младший» есть один важный плюс: наличие четкого «диагноза» позволяет предупредить возможные трудности и преодолеть их. Таким образом, наша проблема - из разряда прогнозируемых и решаемых. «ТЫ БРЫКАЛСЯ У МЕНЯ В ЖИВОТЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И ТВОЯ СЕСТРИЧКА» После того как вы узнаете, что в семье грядет пополнение, у вас есть вполне приличный срок, чтобы подготовить первенца или второго ребенка к появлению самого младшего. В этот период надо постепенно вводить в жизнь ребенка те или иные ограничения: у мамы, например, болит спина, и поэтому она не может поднимать его на руки и т.д. При этом ни в коем случае нельзя давать ребенку понять, что какие-либо ограничения в его жизни появляются из-за грядущего появления малыша в семье. Ребенок должен хотеть появления брата или сестры, и его надо убедить в том, что он этого хочет. Нельзя спрашивать у старшего ребенка, хочет ли он братика или сестричку, - ни в коем случае! Стоит ему ответить отрицательно - и чтобы убедить его в обратном, вы потратите в десять раз больше усилий, чем потребовалось бы до произнесения этого рокового «нет». Что же говорить ребенку и как? Дети очень хорошо чувствуют фальшь. Они куда лучше воспринимают слегка равнодушный голос, чем воодушевленно-восторженные излияния. Попробуйте «внепланово» подарить своему ребенку большой подарок - он обязательно заинтересуется причиной этой щедрости. Не следует специально отводить время для каких-то воспитательных бесед, не нужно обсуждать собственное поведение или гипотетическое поведение старшего, не стоит говорить ему о долге и пр. Например, лучше избегать фраз типа: «Ты должен любить своего братика» или «Мы все равно будем тебя любить». Такие разговоры могут насторожить ребенка и привести к нежелательным расспросам. Необходимо снабжать малыша тщательно продуманной информацией постоянно, но в очень маленьких объемах, как бы вскользь. Ни в коем случае нельзя переборщить. Причем делать это нужно тем тоньше, чем он старше. Некоторые примеры текста. «Везет тебе, скоро появится твой настоящий братик». (Развивается тема позитивности, желанности его появления и отличия «настоящего», родного братика или сестрички от двоюродных братьев и сестер, друзей и пр.) «А у меня вот не было младшего братика в детстве». (Тут можно поговорить о негативных проявлениях этого неприятного момента в вашей жизни: некого было защищать, не с кем играть и т.п.) «Счастливчик, у тебя скоро будет маленькая сестричка, а я в детстве говорил своим родителям: «Рожу себе сестричку сам, раз вы не хотите»…». Неплохо сравнивать старшего малыша с младшим. Сравнение, конечно же, должно быть либо нейтральным, либо в пользу старшего (пока младший еще не слишком смышлен): «Когда ты был у меня в животе, ты все время хотел пить яблочный сок - мой любимый, а твой братик, чувствую, любит морковный!» «Давай измерим мой живот, посмотрим, кто больше - твой братик сейчас или ты, когда там сидел…» «Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка…» Необходимо дать старшему возможность почувствовать, что он имеет исключительные права, - например, подсказать ему имя будущего малыша, чтобы потом он с гордостью говорил: «Это я так его назвал», или вместе с ним пойти в магазин за игрушками для маленького, чтобы впоследствии старший гордился тем, что сам выбирал игрушки для братика или сестрички. Самостоятельность старшего ребенка - залог успешного решения проблемы (хотя и не само решение). Если ребенок несамостоятелен, нужно по возможности скорее, иногда даже форсированными мерами, достичь необходимых результатов. Степень самостоятельности, естественно, зависит от возраста ребенка. В понятие самостоятельности входит умение самостоятельно есть, засыпать, играть, ходить на горшок (унитаз), вытирать попу и многое другое. Необходимо заранее купить новые игрушки для старшего, чтобы потом, после рождения младенца, синхронно дарить подарки обоим детям (неплохо, объяснив ситуацию, давать их и гостям - для подарка старшему от их имени). Хорошо, если есть возможность выделить для старшего ребенка больше места в квартире (а лучше - отдельную комнату), к отдельной кроватке его также разумно приучить заранее. В общем, что сможете, то и сделаете. Что не сможете - не форсируйте после появление младшего в доме! ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ… Очень важно для детей первое знакомство. Неплохо было бы избавить старшего от восторженных криков родственников при появлении младенца дома, а «предъявляя» новорожденного старшему ребенку, можно сообщить ему, что он был, честно говоря, посимпатичнее, и описать чем, в заключение же сказать, что ничего, маленький еще станет похож на брата (сестру). Первые дни после возвращения мамы с младенцем из роддома во многом определят отношение старшего малыша к младшему. Именно поэтому не отдавайте в это время старшего ребенка бабушкам и дедушкам, как бы они вас ни уговаривали: он сейчас особенно нуждается во внимании родителей. Если бабушка хочет и готова помочь, лучше пригласите ее к себе домой, а если у вас есть проблемы в общении (и если позволяют средства) - найдите помощницу, с которой вам точно не придется спорить по поводу того, как, что и когда делать. После появления новорожденного перво-наперво придется запастись огромным терпением. Особенно внимательно нужно следить за своими словами, причем относится это не только к маме и папе. Если родители предельно чутки и осторожны, а бабушка позволит себе самую, на первый взгляд, безобидную фразу, адресованную старшему ребенку и касающуюся его отношений с младшим (например: «Отдай сестре свою игрушку немедленно, она маленькая» или «Не кричи, Таня спит»), без необходимого сопровождения-объяснения, то проблема может возникнуть совершенно неожиданно. Ту же ситуацию можно представить старшему ребенку несколько иначе: «Везет тебе, Илюшка, у тебя такие хорошие игрушки! У Тани таких нет, дай ей немного поиграть твоего робота, а ты покажи мне лучше свой последний рисунок, он мне так нравится…» Еще до появления младшего ребенка научите старшего меняться игрушками, а не отбирать их. Можно сказать и так: «Сережа, ты же знаешь, как мы оберегали твой сон, когда ты был маленький, мы даже бегали к соседям, просили их не шуметь, а однажды ты проснулся и долго громко плакал, и мы утешали тебя целый час». Старайтесь улыбаться, но не смейтесь. Давайте старшему потрогать младшего и не переживайте, если он разбудит малыша неосторожным движением или криком, - это неизбежно. Разумеется, старшему ребенку нужно уделять ничуть не меньше внимания, чем младшему. С ним надо по-прежнему заниматься его любимыми делами, выкраивать время для того, чтобы поговорить, - дети очень любят, когда с ними просто разговаривают «ни о чем». Выучите вместе новую песенку (колыбельную для младшего), запишите ее на магнитофон и включайте для новорожденного. Если хвалите младшего, надо сразу же найти причину похвалить и старшего. Ласкаете младшего - уделите долю ласки и старшему! И так далее. Что касается повседневного расписания для малышей, то распорядок дня вы подберете самостоятельно исходя из ваших возможностей. Некоторые вещи удобно делать одновременно с двумя малышами: гулять, укладывать спать, кормить. Это может показаться сложнее, но, поверьте, избавит вас от тотальной занятости и связанного с ней стресса. Хотелось бы поделиться еще вот каким жизненным опытом: многое из того, что вы делали с первым ребенком педантично и «по книжке», для вас уже неприемлемо. Вы не сможете поддерживать абсолютную стерильность, уделять столько же времени глажению белья, столь же часто менять его и т.п. * * * К сожалению, в поведении старшего ребенка при появлении в семье нового малыша могут возникнуть определенные психические отклонения (отмечу, при отсутствии должного внимания к нему со стороны родителей). Самое неприятное - это агрессивное поведение, направленное на младшего. В лучшем случае он станет будить его громкими криками, в худшем попытается причинить ему физическую боль. Детская «изобретательность» в этой области даже поражает воображение. Проблема еще в том, что дети не понимают, что такое жестокость и даже смерть, подчас они не чувствуют опасности и не представляют, какой силы может быть урон, который они в состоянии нанести даже при своих небольших физических возможностях маленькому человечку. Другие случаи менее страшны по последствиям, но также неприятны. Бывает, что старший ребенок решает добиться «прежнего расположения» родителей путем подражания младшему. Например, начинает просить соску, писать в одежду и пр. (так называемое регрессивное поведение). Ребенок может начать мстить родителям: капризничать, грубить, не откликаться на зов и т.д. и т.п. Некоторые замыкаются в своей обиде на весь мир, и вывести ребенка из этого состояния не всегда бывает просто. Поведенческие варианты сводятся к неосознанному или сознательному желанию ребенка понять, любят ли его родители по-прежнему. Родители должны приложить все силы к тому, чтобы восполнить пробелы в его воспитании, и ни в коем случае не прибегать к грубому воздействию. Вам трудно будет уберечь младшего от синяков, возникающих по вине старшего, но не ограничивайте их общение рукопожатиями через решетку манежа. Очень важно, чтобы между ними установился не только тактильный, но и психологический контакт, тогда они станут ближе друг к другу, привыкнут делать многие вещи вместе, помогать и выручать друг друга. В конечном итоге правильно построенные отношения между детьми помогут им понять сущность отношений между людьми. Они вырастут уравновешенными и уже наделенными мудростью каждодневного компромисса, способностью бескорыстно любить и отдавать себя. взято отсюда
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) ой как вспомню наши битвы сумасшедший дом, хорошо все позади...но лучше все таки два неэгоиста, чем один самовлюбленный нарцис
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) Хм... Вспоминая себя - очень хотельсь братика/сестричку. Даже имя дал сам - родители не спорили. Разница - 4 года и 8 месяцев ровно. Похожи так, что многие близнецы позавидовать могут. Когда братишка был маленьким, заботился как мог - пелёнки замачивал, подгузники и т.д. Потом - когда ему было лет пятнадцать - взял на себя его образование: на школьные собрания я ходил, а не родители. В итоге: очень близки (2 Р74: сразу говорю - речь не об извращениях, а о духовной близости) помогаем друг другу как можем.
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) а у меня есть старший брат...ему ща 24...мне 18...мы всегда дрались(но не до крови)...ругалис, и мерились сразу...спорили(он любит футбол. я машины,он блондинок, я брюнеток)...так классно было...щас он с нами не живет...стало как-то скучно...теперь дерусь с мамой и кошками
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) а я очень хотела или братика или сестричку.. Не склалось :cry2: Я одна у мамы дочка
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) вот и я тоже... :cry2: потому всегда сюсюкалась со своими двоюродными и троюродными братьями-сестрами. и проблем икогда не было: я минимум всех их лет на пять старше. делить было нечего
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) 2 КСШ - заметь,ты сам поднял эту тему.мне бы например это и в голову не пришло ,может оттого,что я не спал и не планирую это делать 12летними девочками? по сабжу: с сестрой младшей разница 3 года,во время учебы пришлось открыть в себе талант педагога,чтобы объяснить ей то,что недопоняла в школе
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) А я вот своего брательника лупил смертным боем. О чем до сих пор сожалею - чувство вины не покидает. Сейчас мы с ним в прекрасных отношениях, но осадок в душе у меня горький
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) Когда у меня брат родился, я вздохнула свободно - родители переключились на него и практически оставили меня в покое, во всяком случае лупить стали меньше. (у нас 9 лет разница), но ненадолго Единственное, что меня озло***ло, это его постоянный ор (у него была родовая травма, гематома на голове и вследствие этого постоянные головные боли) Он истерил круглые сутки и с этим ничего нельзя было поделать. И ещё на меня скинули стирку его пелёнок и подгузников (машинки не было), до сих пор мучаюсь болями в пояснице из-за полоскания пелёнок в ванне "до чистой воды", как мне было велено. А с сестрой (12 лет разница) я вообще возилась, как с родной дочкой. Даже прикольно было, когда она маленькая меня мамой называла - других слов не говорила ещё. Потом меня бесить стало, что мы всей толпой в 2хкомнатной квартире - 3е детей в маленькой комнате, а родители в большой - угла своего у меня никогда не было. Я их дубасила смертным боем уже позже гораздо, лет в 18-20, потому что они мне мешали своими делами заниматься, разбрасывали мои вещи и лазили в мой шкаф, и мама меня заставляла с ними заниматься на скрипке, а они надо мной издевались. Я была готова их убить.
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) да,очень много зависит от разницы в возрасте,да и теснота конечно..... любой озвереет
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) Сложно всё. Одного бы воспитать, чтобы не было "мучительно больно". У нас между братом и сёстрами нет тёплых дружеских отношений, к сожалению. Мы не перезваниваемся, не интересуемся делами друг друга, исключительно, если кому-то что-то надо. Достаточно той информации, которой делится мама - она у нас "центр управления" - к ней стекаются все новости, и потом она их рассказывает. С сестрой общаемся часто, да и то, потому что живём через дорогу, я часто захожу к маме. Может это и нормально? А у вас как?
Ответ: CТАРШИЙ-МЛАДШИЙ (взаимоотношения детей) А у нас с братом разница такая же, как между моими детьми - ровно полтора года, я старше. Мы близки,хотя чаще общаемся с его женой - он чаще отстутсвует. Он рано женился, мы с его женой похожи внешне - говорят, же что выбирают по подобию - они с моим мужем похожи характером и комплекцией . Между моим детьми ревности я не вижу, может быть потому , что дочка ждала появления братика, а я, возможно помня какие-то свои детские обиды, всегда подчеркивала, что братик - для нее. Сейчас дочь 4,7 до сих пор сыну покровительствует и может даже позволить себе менторский тон:"Саша, ну сколько раз тебе можно повторять, надо собрать игрушки, ну давай я тебе помогу, малыш ", а он 3, в свою очередь, преодолевает комплекс младшенького, постепенно завоевывая свою мужскую позицию сильного (не буквально(это давно доказано и сейчас уходит, кстати - взрослеет, больше не кусается, не дерется - не к лицу взрослому парню ) , а в плане духа ) - делится с ней конфетами, проявляет заботу - может кофту принести или орешки в тарелку насыпать и подать еще одну для скорлупы (по собственной инициативе, без предварительных просьб) . Тут важно занять правильную родительскую позицию - они и для меня, и для папы и для бабушки любимы в равной степени.