i Экспертиза тормозных жидкостей DOT 4 - не кипятись!

Тема в разделе "Новости Audi", создана пользователем Audi News, 3 сен 2012.

  1. Audi News

    Audi News Новости из мира Audi

    2 мар 2011
    6.552
    Москва
    А4
    Так ли просто приобрести качественную и безопасную тормозную жидкость – на долив или под замену? Несмотря на обилие самых разных флакончиков в магазине (а может, как раз ввиду их изобилия), это становится непростой задачей.

    [​IMG]
    Такой прибор оценит степень увлажненности ТЖ и выдаст сигнал о необходимости ее замены. При одном условии: изначально его необходимо настроить по эталонному образцу конкретной жидкости и ни в коем случае потом не трогать! То есть не давать попользоваться соседу по гаражу, поиграть ребенку и т. д. Иначе восстановить калибровку удастся лишь при наличии запаса той самой тормозухи в плотно запечатанном флаконе.

    Такой прибор оценит степень увлажненности ТЖ и выдаст сигнал о необходимости ее замены. При одном условии: изначально его необходимо настроить по эталонному образцу конкретной жидкости и ни в коем случае потом не трогать! То есть не давать попользоваться соседу по гаражу, поиграть ребенку и т. д. Иначе восстановить калибровку удастся лишь при наличии запаса той самой тормозухи в плотно запечатанном флаконе.

    Пересекая страну «с южных гор до северных морей» в ходе экспертизы бензинов, грех было заодно не оценить ассортимент товаров в магазинчиках при АЗС. Тогда-то и родилась мысль погоняться сразу за двумя зайцами – с прицелом на будущий тест тормозных жидкостей. Так и сделали.

    Сегодня купить жидкость для гидропривода не проблема. Нужно только заглянуть в «букварь», прилагаемый к машине, дабы выяснить, какую именно рекомендует производитель (к примеру, DOT 4), после чего выбрать понравившийся флакончик. Таких мы легко набрали почти два десятка – отечественных и зарубежных. Обезличенные образцы передали в специализированную лабораторию на испытания физико-химических свойств. Кроме того, решили оценить внешний вид приобретений, их массу или объем (у кого что заявлено), а также проверить электропроводность.

    Тем, кому нюансы неинтересны, сообщаем сразу: лишь 10 образцов не вызвали никаких вопросов ни у нас, ни у экспертов. Выбирайте на фото продукт, избежавший замечаний, – и в магазин. Остальным же предлагаем подробности.

    ЧЕМ МЫ ТОРМОЗИМ

    Мы проверили и честность производителей. Оказалось, не зря: одни великодушно настроили фасовочные автоматы на заливку «с бонусом», другие пожадничали, недодав до 10% товара! Впрочем, мы всегда считали: уж лучше недолив, чем разбодяживание. Увы, две тормозухи на морозе загустели почти вдесятеро сильнее допустимого! Продавите вы такую педаль или нет, не знаем. И даже не комментируем, к чему может привести проваленная на 15° температура кипения!

    Как обычно, результаты исследований относятся не к торговой марке в целом, а только к тем образцам, которые мы выборочно купили на редакционные средства как обыкновенные покупатели. Наше мнение о каждом изложено в подписях. Те, кому интересны конкретные показатели, найдут их в таблице, где жидкости расставлены в алфавитном порядке. Цены решили не приводить: в этот раз они гуляли от 110 до 560 рублей за литр, причем под влиянием не только именитости бренда, но и места продажи. Чем круче считает себя магазин, тем грознее ценник… Поэтому не удивляйтесь, если один и тот же товар в разных местах продают с двукратным разбросом стоимости.

    Любопытна строка в таблице о запайке флаконов фольгой под пробкой. Это, во-первых, улучшает герметичность (очень важно для гигроскопичных тормозных жидкостей), а во-вторых, затрудняет то самое разбодяживание на местах. Но без фольги оказались продукты таких мэтров, как Castrol или, скажем, Mobil! Не иначе у «великих» свой взгляд на впитывание воды…

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT
    [​IMG]

    ВОПРОС-ОТВЕТ

    - Почему у тормозной жидкости со временем меняется цвет?

    В процессе работы происходит сильный нагрев и окисление жидкости. Это приводит к потемнению продукта. Вторая причина – взаимодействие с резиновыми деталями при высокой температуре. И третья – попадание продуктов коррозии и износа.

    - Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

    Идеальный вариант – не мешать одну с другой. О древних жидкостях типа БСК (смесь бутилового спирта и касторового масла) речь вообще не идет. Но и современные ТЖ отличаются друг от друга: скажем, DOT 5 делают на силиконовой основе (SBBF), а DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 – на гликолевой (NSBF), а точнее, на смеси гликолей и их эфиров. Такая жидкость не смешивается с силиконовой. Гликолевые жидкости DOT 3, 4, 5.1 между собой смешивать можно, но никто не проводил эксплуатационных испытаний таких смесей. Если производитель на этикетке указывает, что данная жидкость смешивается с другими качественными составами той же классификации, то он тем самым принимает на себя гарантийные обязательства.

    - Можно ли в современном авто использовать, скажем, DOT 3?

    Известны случаи, когда автоспортсмены вынуждены были заливать в тормозной бачок даже воду. Конечно, это допустимо лишь в безвыходной ситуации, когда требуется просто доехать любой ценой, пусть медленно. Так и здесь: подобная замена оправданна разве что в критической ситуации – если забыть при этом про скорость. Температура кипения DOT 3 ниже, чем у DOT 4, а конструкторы в стремлении уменьшить размеры тормозных механизмов закладывают всё более высокие допустимые температуры. Совет: применяйте только тот сорт ТЖ, который указан производителем автомобиля.

    - Почему тормозные жидкости, как правило, не имеют одобрения заводов-изготовителей автомобилей? О чем говорят надписи DOT?


    К сожалению, надписи DOT, как правило, ни о чем не говорят. Производители заявляют, что их жидкости соответствуют стандарту американского департамента транспорта FMVSS 116 DOT 4, но ни на одной упаковке нет ссылок на одобрение, к примеру, «Фольксвагеном» или «Фордом». Все автокомпании указывают лишь требование соответствия стандартам DOT, SAE, ISO или JIS. Чтобы подтвердить реальное соответствие жидкостей этим стандартам, необходимо провести полный комплекс испытаний в сертифицированной лаборатории (например, ABIC, США). Но, в отличие от тех же масел, это экономически невыгодно, поскольку объемы потребления ТЖ гораздо скромнее масляных.

    - Обычно сервисная книжка предписывает замену ТЖ каждые 60 тыс. км. Насколько это необходимо?

    Тормозные жидкости гигроскопичны, а потому со временем температура их кипения падает. Через два-три года она снижается примерно до 150–170 °C, что может вызвать появление воздушных пробок и, в итоге, отказ тормозной системы. У «увлажненной» жидкости в зимнее время также резко увеличится низкотемпературная вязкость. Повысится в присутствии влаги и коррозионная активность. На худой конец следует хотя бы подливать свежую ТЖ.

    ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ

    Температура кипения «сухой» жидкости.


    Определяет работоспособность исходной жидкости без образования воздушных пробок в тормозных системах с высокими температурами эксплуатации. Более высокая температура кипения «сухой» жидкости косвенно говорит о более длительном допустимом периоде замены ТЖ.

    Температура кипения «увлажненной» жидкости.


    Показывает, какой будет температура кипения в конце периода эксплуатации ТЖ (примерно через полтора-два года). Это минимальный показатель, при котором тормоза работают исправно. При дальнейшем «увлажнении» (или несоответствии этого показателя требуемому) начнется образование воздушных пробок, педаль станет проваливаться в пол – верный путь к ДТП…

    [​IMG]
    LTHS100 позволяет определять температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей.

    Кинематическая вязкость при 100 °C.

    Ограничивает использование более жидких компонентов для гарантии определенного гидравлического сопротивления и исключения возможных протечек в местах уплотнений и стыков тормозной системы. Кинематическая вязкость при –40 °C. Максимум вязкости, при котором тормоза обеспечивают безопасность езды. За ним ТЖ становится очень вязкой, из-за высокого гидравлического сопротивления не удастся быстро продавить педаль.

    [​IMG]
    Криотермостат с вискозиметром для определения кинематической вязкости ТЖ. Стеклянная изогнутая трубка – капиллярный вискозиметр.

    Показатель активности ионов водорода: рН.

    Среда бывает кислая, нейтральная или щелочная. Кислая среда не допускается: ее наличие чревато коррозией. Щелочная же вредна для резины. Производитель подбирает рН от нейтрального до слабощелочного, чтобы достичь максимальной совместимости жидкости с материалами тормозной системы.

    [​IMG]
    Mettler Toledo – рН-метр, используется для определения показателя активности ионов водорода.

    Электропроводность.

    Параметр не нормируется, но часто измеряется при экспрессанализах ТЖ. Принцип прост: электропроводность «сухой» жидкости при добавлении воды увеличивается. Внимание: исходная электропроводность у всех ТЖ разная! Стало быть, чтобы использовать специальный тестер для проверки ТЖ, нужно либо иметь в запасе запечатанный флакончик с точно таким же содержимым, либо, залив свежую в бачок, тут же измерить и записать на память значение ее электропроводности.

    ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

    Образцы стоят в произвольном порядке

    [​IMG]

    1 Castrol

    Заявленный производитель «ВР Европа»
    Абсолютная точность дозировки внушила уверенность, что и остальные технологические процессы столь же четко выверены. И вправду: все показатели в норме, причем с запасом. Удивило лишь то, что флакон не запаян фольгой.

    2 FELIX Professional

    Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия
    Здесь недолив уложился в 3%, что допустимо по ГОСТ 8.579-2002. Вязкость на холоде превышена совсем незначительно. Так что не будем бросать камень в отечественного производителя.

    3 Hi-Gear HG7044

    Заявленный производитель Hi-Gear Products, США
    Идеально точная фасовка. Все показатели в норме, а температуры совпадают с установленными пределами почти до градуса. Так и хочется спросить про запас прочности, но неудобно цепляться к качественному продукту.

    4 EXTRA

    Заявленный производитель ПКФ «ПРОМПЭК», Россия
    Недолив 27 г можно и простить, но на морозе жидкость густеет сильнее, чем допускают нормативы. Пройдет ли такое превышение вязкости без последствий для езды?

    [​IMG]

    1. NIAGARA

    Заявленный производитель ПКФ «НИАГАРА», Россия
    Видимо, изготовителя подвела недолитая чертова дюжина граммов: температура кипения увлажненной жидкости провалена на 10°. А вязкость на морозе возрастает настолько, что о требованиях стандарта и вспоминать неудобно.

    2. Pentosin Super

    Заявленный производитель Deutsche Pentosin-Werke, Германия
    Отличные показатели с солидным запасом по нормативам DOT 4. И маленький бонус – 3 мл бесплатно.

    3. Mobil

    Заявленный производитель ExxonMobil Lubricants & Specialties, ЕC
    Все обещанные 500 мл на месте, все градусы там же, все сантистоксы выдержаны. Что тут добавить? Только пожалеть, что горлышко не запаяно фольгой. Похоже, у именитых производителей это в порядке вещей.

    4. LUXE Green Line

    Заявленный производитель «Делфин Индастри», Россия
    Все физико-химические показатели этой тормозной жидкости в норме, за исключением… массы. Ну как, простим «испарившиеся» 22 г?

    [​IMG]

    1. SINTEC Euro

    Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия
    Интересно, что на упаковке приведены значения температур кипения, существенно превышающие требования стандарта. А реально и они превышены! Отдельное спасибо за бесплатный грамм отличного продукта.

    2. SINTEC Super

    Заявленный производитель «Обнинскоргсинтез», Россия
    Здесь с обещанными температурами на флаконе немного погорячились. Но по сравнению с требованиями стандарта всё более чем в порядке, есть даже заметный запас. Нехватка 3 г, конечно же, простительна.

    3. TCL

    Заявленный производитель Tanikawa Yuka Kogyo Company, Япония
    Все параметры в норме. Правда, по температуре кипения «увлажненной» жидкости запаса нет. Зато есть лишние 6 мл – на пролив при доливе. Горлышко не запаяно.

    4. ROSDOT 4 Life Safety

    Заявленный производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия
    Все замечательно, эта жидкость не подведет, и слова о безопасности ей к лицу. Правда, по российской традиции недолито 11 г, но это в пределах допустимого по закону. Словом, зачет!

    [​IMG]

    1. TUTELA TOP 4

    Заявленный производитель Petronas Lubricants, Италия
    Ну зачем же обещать невыполнимое – кипение при 300 °C? Ведь и так все замечательно, а по температуре кипения «увлажненной» жидкости эта и вовсе рекордсменка! Фасовка тютелька в тютельку.

    2. UNiX «Дзержинская»

    Заявленный производитель ПКФ «СВ-Хим», Россия
    Нельзя же так, господа бизнесмены! Температура кипения «увлажненной» жидкости провалена на 11°, вязкость на морозе превышена в 10 раз. Да еще и 13 г не хватает.

    3. VITEX

    Заявленный производитель ПКФ «Промкомплекс», Россия
    Что сказать хорошего? В «увлаженном» состоянии эта жидкость закипит на 4° раньше положенного, на морозе она вдвое гуще, чем следует. И наконец, где наши оплаченные 30 г?

    4. TOTAL HBF 4

    Заявленный производитель Total Lubrifiants, Франция
    Удивительно – как попала к нам банка без единой русской буквы на этикетке? Но если говорить о параметрах, то все они в норме, причем с большим запасом. Вдобавок это самая легкотекучая на морозе жидкость. Да еще и 4 мл сверху – отлично! Но горлышко не запаяно.

    [​IMG]

    1. «МИГ»

    Заявленный производитель «Сибур-Нефтехим», Россия
    Самый жадный производитель: недолив составил 55 г. Но нам ни капельки не обидно, всё равно жидкость негодная. Недобор 11° в «сухом» состоянии, 9° – в «увлажненном»… Зачем она такая нужна? Да еще с окалиной и непонятными примесями!

    2. «БАКСС»

    Заявленный производитель ПКФ «БАКСС», Россия
    Нам напомнили на этикетке: «Гигроскопично». А сами об этом, видимо, забыли: в «увлажненном» состоянии температура кипения провалена аж на 15 °C – наихудший результат в нашей выборке! Добавим впятеро большую вязкость на морозе, после чего вспоминать о недолитом грамме будет даже неудобно.

    3. «ОЙЛРАЙТ»

    Заявленный производитель «ТЕКТРОН», Россия
    Здесь всё в норме, кроме истинно российской привычки вечно что-нибудь недоливать или недовешивать. Тут нас обвесили на 17 г. Успокаивает только то, что у некоторых обвес еще больше.

    ИЗ 19 ПРИОБРЕТЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО 10 ОКАЗАЛИСЬ БЕЗ ПОДВОХА.

    Алексей Воробьев-Обухов, Михаил Колодочкин

    http://www.zr.ru/content/articles/468532-ekspertiza_tormoznyh_zhidkostej_dot_4_-_ne_kipatis/
     

    Вложения:

    • 3.jpg
      3.jpg
      Размер файла:
      46,2 КБ
      Просмотров:
      171
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  2. Hedgehog

    Hedgehog Участник форума

    28 мар 2012
    349
    А6 2.8FSI 09 г.
    А это видимо у кастрола фишка такая. Масло тоже без фольги на горловине идет.
     
  3. ASheff

    ASheff Заблокирован

    24 окт 2009
    32.815
    A4\B6 1.8TQ AT 04г
    Да есть такое...

    ЗЫ взял себе кастроловской тормозухи, масла в двиг, коробку и задний диф :thumbup: