i Электроника: под напряжением

Тема в разделе "Новости Audi", создана пользователем Audi News, 26 фев 2012.

  1. Audi News

    Audi News Новости из мира Audi

    2 мар 2011
    6.552
    Москва
    А4
    Мы подготовили эксклюзивный обзор участия в работе международного конгресса «Электроника в автомобиле», организованного Союзом немецких инженеров.

    Курортный город Баден-Баден никак не ассоциируется с автопромом да и с промышленностью вообще. Вот всякие лечебные ванны – другое дело. Может, именно поэтому на излете осени здесь любят проводить всевозможные семинары, конгрессы, конференции. Что же, послушаем спецов по автоэлектронике, посмотрим, что они привезли на «междусобойную» выставку. Перед входом в конгресс-холл участников встречают электромобили. А вот и разработчики…
    – Прямо на них сюда приехали?
    – Ну что вы! Тут около 280 км ходу, а подзарядиться негде да и долго. Поэтому смотрите – это наши последние разработки в области зарядных станций…

    [​IMG]
    За привычными эмблемами скрываются непривычные пока электромоторы и высоковольтные сети.

    В самом деле интересно. Начнем с того, что автопроизводителям, кажется, удалось договориться о едином стандарте розеток и разъемов. Впечатляют вилки размером с заправочный пистолет. Да и кабель никак не тоньше шланга. Причем на разные ножки разъема подается разное напряжение. Переменным, которое поступит на батарею через выпрямитель, встроенный в электромобиль, можно заряжаться хоть дома. Но это затянется: при мощности 2,3 кВт пополнение заряда с 20 до 80% займет шесть-семь часов. А вот уличная зарядная экспресс-колонка, выдающая постоянный ток 200 А при 500 В, – тут хватит и 18 минут.

    [​IMG]
    Надпись на борту электромобиля: «Розетка ищет вилку».

    Пробую «заправиться» – ни искры, ни щелчка. Оказывается, все не так просто. После присоединения кабеля нужно нажать кнопку на «ключе зажигания», тогда электромобиль прочно захватит вилку, включит подачу тока и заблокирует двигатель: уехать, оборвав провод, не получится. Отсоединиться можно лишь по окончании процесса – той же кнопкой. В голове крутится очередной вопрос:
    – Вы говорите, 18 минут. Но ведь известно, что батареи не любят столь форсированных режимов заряда!
    – Ничего страшного. Мы проверяли – она потеряет только два процента ресурса.
    Каждый раз по два процента? Однако…

    ЭЛЕКТРИКА

    Итак, какие же батареи придут в авто- и электромобили в ближайшем будущем? Сказать, что литиево-ионные, – это, оказывается, слишком обобщенно. Даже с ними работа идет по семи направлениям. К литию добавляют самые разные элементы: кобальт, никель, алюминий, марганец, железо, титан, причем в разных комбинациях. И если сегодня хранилище для 1 кВт.ч энергии стоит 800–1000 долларов, то к 2020 году эта цифра должна упасть втрое.

    [​IMG]
    Именно из таких литиево‑ионных аккумуляторов набирают батареи для электромобилей.

    Не оставляют без внимания бортовую сеть обычных автомобилей. Упорно продвигается идея повысить в ней напряжение, причем не до 42 В, как думали раньше, а до 48 В! Можно и больше, но есть законы о безопасности, а они требуют при напряжении свыше 60 В принимать меры по защите от поражения током. Хотя, говоря о 48 В, разработчики подразумевают диапазон от 36 В при пуске до 52 В при полном заряде батареи. А он, кстати, будет довольно редким эпизодом. В БМВ ради экономии топлива намерены впредь заряжать аккумуляторы лишь при торможении – за счет рекуперации. При этом потребителей энергии становится больше год от года: компрессор кондиционера, усилитель руля, масляный и водяной насосы (не говоря о топливном) – все они отказываются от приводных ремней и переходят на электропитание. Вдобавок система «старт-стоп» в ближайшем будущем тоже станет повсеместной, а ведь она тоже требует немало энергии для частых пусков ДВС.

    «Ауди» же в полном соответствии со своими идеалами думает о замене меди в проводке алюминием. При той же электропроводности поперечное сечение алюминиевого кабеля будет в 1,6 раза больше, зато он окажется вдвое легче и в полтора раза дешевле. Пока предполагают заменить медь в проводниках сечением свыше 2,5 мм2, а тонкие проводки сечением 0,13 мм2 выполнять из медно-магниевого сплава. Говорите, алюминий окисляется и потому обжатие наконечников для него не подходит? Так мы его не только обожмем, но и приварим лазером!

    ЭЛЕКТРОНИКА

    Здесь сегодня царит Ее Величество Цифра. И она позволяет по-новому взглянуть… хотя бы на комбинацию приборов. Компания «Фуджитсу» привезла впечатляющий образец своего творчества.

    [​IMG]
    «Комбинация приборов» «Фуджитсу» может нарисовать любое изображение.

    Один маленький пример: вместо символа автомобильчика с незакрытыми дверьми перед вами разворачивается целое представление. Кажется, еще чуть-чуть – и я за приоткрытой в электронном пространстве дверью увижу себя самого. Интересно, что, хотя дисплей у новой «комбинации приборов» общий, каждое изображение на нем может иметь свое разрешение и свою частоту смены кадров.

    Исследовательский центр концерна «Форда» поделился новым видением развития систем предотвращения аварий. Сейчас подобные устройства вначале подают водителю предупреждающий сигнал и только при отсутствии его реакции активируют тормоза. Но здесь теряется драгоценное время, и сейчас решено обратить внимание на уход от столкновения маневром. Главная проблема – неожиданная автоматическая переставка может помешать другим участникам движения. Над разрешением этого противоречия ведется серьезная работа.

    Не в последнюю очередь тут сможет помочь активно продвигаемая связь Car-to-Сar, когда автомобили сами сообщают друг другу о намерениях водителей и окружающей обстановке. Но сразу встает вопрос защиты канала связи от хакеров, развлекающихся взломом автомобильных компьютерных систем. В «Ауди» нам рассказали о возмутительном случае, когда на дорожном информационном табло вдруг появилось сообщение о якобы разгуливающих по шоссе агрессивных пандах. Потребовалось полдня, чтобы восстановить контроль над системой. Был эпизод, когда уже на дисплее автомобиля появилось непристойное ругательство – сигнал в диапазоне радиоволн шел якобы от датчиков давления воздуха в шинах. А ведь так можно и мотор на расстоянии заглушить, и затормозить, и, не дай бог, колеса повернуть! Разработчики ищут выход во все более хитроумных приемах кодирования команд, цифровых подписях, одноразовых паролях доступа. Но предлагаемый уход с общепринятой несущей частоты 2,4 ГГц на «безопасную» 5,8 ГГц мне показался наивным. Да, конечно, в обычном ноутбуке такого передатчика нет, но, согласитесь, если очень надо, его нетрудно собрать.

    [​IMG]
    Новейшая электрозаправочная колонка на 100 кВт мощности выпрямляет ток до 200 А!

    [​IMG]
    Гоночные автомобили тоже постепенно меняют бензин на электроны.

    [​IMG]
    Силовая электроника современного электромобиля собрана на полевых транзисторах, медные стойки служат для отвода тепла на прикручиваемый радиатор.

    [​IMG]
    Наверное, это не имеет прямого отношения к автомобилю, но робот, собирающий кубик Рубика, как бы говорит: «Нам, роботам, и рулить – раз плюнуть!».

    Я покидал гостеприимный Баден-Баден на скоростной электричке, а не на электромобиле. Кто знает, может, к 2020 году так же расслабленно можно будет передвигаться по автобану, – ведь к тому времени основную заботу о безопасности за рулем наверняка возьмет на себя электроника.

    Алексей Воробьев-Обухов
    www.zr.ru
     

    Вложения:

    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...