Эх, кабы было правдой...

Тема в разделе "Поговорим серьезно", создана пользователем Horhe, 23 июн 2011.

  1. Horhe

    Horhe Живу я здесь

    17 янв 2006
    3.106
    BESапоменялнаМАМу
    Прочитал с большим любопытством -




    "Мне казалось очень важным сделать так, чтобы Путин был не источником страха, а объектом насмешек"


    "Власть" завершает проект "Кремлевские стенания", в котором наши авторы моделируют будущие воспоминания крупных политических фигур путинской России. В предыдущих номерах Захар Прилепин, Авдотья Смирнова и Станислав Белковский исполнили VIP-мемуары за Владислава Суркова, Василия Якеменко и Романа Абрамовича соответственно. В этом номере мы предлагаем фрагменты из еще не написанных воспоминаний Константина Эрнста. Их нам любезно предоставил спецкорреспондент ИД "Коммерсантъ" Олег Кашин.




    См. предыдущие публикации этого проекта в №22 от 06.06.2011 "История Ходорковского сидит в моем сердце занозой", №21 от 30.05.2011 "До сих пор я яростно спорю, когда Путина называют тираном", в №20 от 23.05.2011 "Я-то знаю, кем был я, пока вы были никем".





    Меньше всего я думал, что когда-нибудь сяду за воспоминания, но меньше всего я думал и о том, что когда-нибудь увижу сериал о себе. К создателям "Эрнста" претензий у меня нет, хотя Сергей Безруков в роли меня — это все-таки слишком. Но я в любом случае не хочу, чтобы у новых поколений впечатление обо мне складывалось по этому произведению. Жаль, что авторы сериала не воспользовались тем, что я еще жив, и даже не поговорили со мной, но зла на них я не держу. В конце концов, не было бы этого сериала — не было бы и этих моих записок.


    Если бы сериал обо мне продюсировал я сам, я назвал бы его "Эрнст. Одиночество". Этого никто никогда не хотел понимать, но, управляя своей империей, я всегда оставался один. В одиночестве принимал все решения и в одиночестве же всегда нес всю ответственность — политическую, художественную, финансовую. Ни люди, которые подчинялись мне, ни те, кто хотел, чтобы я подчинялся им, не были моими союзниками ни в чем. С этим я справлялся. В конце концов, лучшее, что они могли сделать для меня, это не мешать, и это у них иногда даже получалось. Самым неприятным было то, что рядом со мной не было никого, на чье признание я хотел бы рассчитывать. Об отношениях с так называемыми конкурентами вы прочитаете в главе "Контрпрограммирование", но речь сейчас не о них. Нигде никогда не было ни одного человека, чей ответ на вопрос "Старик, ну как?" меня бы интересовал. Наверное, поэтому я в какой-то момент излишне увлекся рейтингами и долями — такая попытка вести прямой разговор с цифрами, чтобы не сойти с ума оттого, что больше говорить не с кем.



    "Я излишне увлекся рейтингами и долями — такая попытка вести прямой разговор с цифрами, чтобы не сойти с ума оттого, что больше говорить не с кем" Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

    Виктор Владимирович Геращенко когда-то рассказывал мне, как в августе 1991 года к нему в кабинет председателя Госбанка СССР пришел какой-то суетливый молодой человек с мандатом от новых властей — что-то вроде комиссара. Комиссар потребовал сдать ему ключи от хранилищ, полагая, вероятно, что Геращенко носит с собой связку с ключами от бронированных дверей подвалов, в которых хранится золотовалютный запас страны. Геращенко ответил комиссару, что ключи у него только от сейфа с личными вещами и свои вещи он заберет, когда сочтет нужным, а пока желает носителю мандата успехов на новой работе. Попрощался и ушел, оставив комиссара наедине с воображаемыми хранилищами. Виктор Владимирович любил рассказывать эту историю и каждый раз, выдержав паузу — чтобы собеседник успел спросить: "А дальше?",— скромно добавлял: "А через год Ельцин назначил меня председателем Центробанка, и я вернулся в свой кабинет".


    Эту историю я вспомнил, когда в мой кабинет постучали — ну да, все революции заканчиваются одинаково. Человек с мандатом выглядел как профессиональный блогер и, может быть, даже был им — я не спрашивал. Я вообще ни о чем его не спрашивал, мне было интересно наблюдать за ним. Гость был бледен, смотрел куда-то в сторону, руки его дрожали — вероятно, встреча со мной была самым значительным событием его никчемной жизни. Когда он спросил меня, где находится кнопка — очевидно, речь шла о "первой кнопке",— я не выдержал и расхохотался, сказал: "Ищи!" — приобнял его и вышел из кабинета.


    Когда через полгода нового гендиректора ОРТ (каналу зачем-то вернули старое неудачное название) посадили за какие-то махинации с рекламой и мне позвонил президент, я даже не удивился. Не то чтобы я относился к каналу как к своей собственности, просто так вышло, что, кроме меня, этим каналом не может руководить никто. Собственно, поэтому они меня и терпели — и Путин, и Березовский. Разницы между ними я не видел никогда, тем более что ее, скорее всего, и не было. А если и была, то для меня это не имело значения, я относился к ним как к погоде, от которой мы, да, зависим, но кто станет упрекать в лизоблюдстве человека, который в дождливый день выходит из дома с зонтиком, а в солнечный — в темных очках? И когда я читаю мемуары Екатерины Андреевой, в которых она пишет, будто я боялся принимать решения, не посоветовавшись с Путиным,— что же, Бог ей судья, у Кати есть право обижаться на меня, я и не скрывал, что держу ее на канале только как любимую ведущую Путина и никаких других чувств к ней не испытываю. Она отвечала мне взаимностью, это ведь она рассказала Путину, как над ним собирались подшутить ведущие "Прожекторперисхилтона", и из-за нее он отказался идти сниматься в этой программе. Это было, когда Путин приходил на канал в день моего 50-летия; Катя задала ему тогда вопрос об американском оружии, и только трое — я, она и сам Путин поняли, что американское оружие — это не ракеты, о которых говорила Катя, а я, Константин Эрнст. Путин очень нервно воспринимал такие намеки, и, будь у него в распоряжении хотя бы один телевизионный менеджер, способный заменить меня, мое увольнение случилось бы в тот же день. Точнее, в ту же ночь — Путин приезжал в Останкино ночью, но поприветствовал нас словами "Доброе утро!" — чекистские штучки, довольно дешевые, на мой вкус.


    Я не хочу делать вид, что, работая на путинском канале, я только и делал, что держал в кармане большую оппозиционную фигу. Нет, я сам был фигой, и все, кто надо, прекрасно были об этом осведомлены. Они прекрасно знали, что обращаться ко мне с просьбами дать в эфир какой-нибудь фильм о шпионском камне или о "трупах Ходорковского" бесполезно, поэтому мне даже никто с такими просьбами не звонил. Единственное удовольствие, которое я доставлял центру города (так я называю Кремль; Останкино всегда было окраиной), это тогдашний грузинский президент Саакашвили, которого в том же "Прожекторперисхилтоне" высмеивали регулярно. Но и над Саакашвили я издевался безо всяких звонков, он действительно был неприятен мне прежде всего эстетически, хоть сейчас и немодно в этом сознаваться (как будто я когда-то следовал моде — ха, я же сам ее и создавал!). Поверьте, если бы мне позвонил Путин и если бы он сказал: знаете, Константин Львович, тут ситуация изменилась, Саакашвили теперь наш друг, не обижайте его, я бы ответил прямо, сказал бы: Саакашвили сколько угодно может быть ваш другом, господин Путин, а моим другом навсегда останется Бадри Патаркацишвили, которого ваш Саакашвили убил.


    "Иногда я просто издевался над центром города и до сих пор не могу поверить, что они там, за зубцами, не понимали моих намеков"



    "В 2011 году мы с Парфеновым открыли памятник Зворыкину — это была важная для меня история; не только потому, что Зворыкин, как и я, создатель телевидения"
    Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

    В остальном же я исходил из, мне кажется, очень простого соображения: если как можно более подробно день за днем освещать всю деятельность того же Путина, это вызовет закономерное отвращение у аудитории. Ну что, вы считаете, что ежедневные сюжеты в стиле "Владимир Путин провел рабочую встречу с Дмитрием Медведевым" способствуют обожествлению героев этой пьесы "Мрамор"? Я отдавал себе отчет в том, что массовый вкус, точнее, низкое его качество — это и есть то, на чем держался путинский Кремль. И в том, что народ в конце концов прогнал Путина и его друзей, я вижу свою даже не скромную, а вполне ощутимую заслугу, потому что гражданское самосознание зрителей сериала "Школа" все-таки выше, чем гражданское сознание зрителей сериала "Кармелита". А сериал "Школа" — это я ("Кармелита" — Добродеев, если его еще кто-то помнит).


    Иногда я просто издевался над центром города и часто до сих пор не могу поверить, что они там, за зубцами, не понимали моих намеков,— думаю, понимали, но просто вынуждены были проглатывать. Так было с "Ночным дозором", с помощью которого я высказал свое отношение к аресту Ходорковского. Так было с "Турецким гамбитом", в котором я за три года до вторжения предупредил Кремль об опасности цхинвалской авантюры. Когда Путин назначил ответственным за голосование своего чиновника Чурова, я ответил на это во время очередного "Евровидения", посадив считать голоса от России Яну Чурикову, а когда мне навязали в заместители функционера "Единой России" Писарева, я показал в прайм-тайм документальный фильм "Плесень" — Путин был взбешен, но что он мог мне сказать? Вы оскорбили "Единую Россию" показом фильма о плесени — так, что ли?


    Мне кажется, что те, кто называет сегодня "Первый канал" пропагандистским инструментом, просто никогда его не смотрели, потому что "Первый канал" — это совсем не программа "Время". Так было и при Ельцине, и при Путине, так есть и сейчас — смена власти в стране не кажется мне достаточной причиной для смены моей собственной системы ценностей. Это для политически озабоченных комментаторов 1996 год — год нечестных или каких-то там еще выборов президента. Для меня это год фильма "Мертвец" Джима Джармуша, и прокатная судьба этого фильма для меня, простите уж, значит гораздо больше, чем судьба проигравшего выборы уж точно не по моей вине Зюганова. Ельцин остался бы президентом и без меня, а "Мертвеца" бы в России без меня не увидели. И может быть, не только в России — у нас была мировая его телепремьера. И день моего 50-летия в 2011 году для меня — это не визит Путина на канал, а показанный следующей ночью фильм "Гонзо" о Хантере Томпсоне и "Моя родословная" с Леонидом Парфеновым. О человеке стоит судить по подаркам, которые он делает себе сам, а не по чьим-то визитам.


    О Леониде Парфенове, наверное, стоит сказать отдельно, и дело даже не в том, что он оставался моим, может быть, единственным другом на протяжении всех этих лет. Свобода слова, по-моему, это и есть Леонид, и слава Богу, что никто никогда не узнает, чего мне стоило его присутствие на канале в условиях фактического запрета на профессию для него. Когда Леонид на первой церемонии вручения Листьевской премии в 2010 году произнес свою знаменитую речь, я наблюдал реакцию сотрудников канала — многие из них искренне осуждали Парфенова за то, что, критикуя государственные каналы (то есть и "Первый" в том числе), он таким образом проявил неблагодарность по отношению ко мне. Тогда я не стал комментировать слова Леонида — и считаю, что был прав, потому что Парфенов, и я по-прежнему в этом уверен, меньше всего нуждается в том, чтобы кто-то пояснял его слова. Но сейчас, наверное, стоит кое-что сказать, хотя я знаю, что читатели, как и зрители,— никудышные исповедники.


    Ту речь мы писали вместе — остановлюсь на такой формулировке, хотя на самом деле речь писал я. Внимательный зритель мог обратить внимание на то, что Леонид читал свой текст по бумажке, так вот: это была моя бумажка. Мое лицо в тот момент выглядело недовольным — я с этим не спорю, я действительно был слегка обескуражен, но только потому, что Леонид, следуя своему вечному принципу избегать прямых политических высказываний, не прочитал последний абзац, которым я очень гордился. Дословно его я вряд ли вспомню, но смысл сводился к тому, что отношения между властью и обществом таковы, что единственное слово, с которым мы сегодня можем обратиться к Кремлю, это слово "Уходите!". Думаю, Леонид не осудит меня за то, что я сейчас это рассказываю.


    "Лишить власть сакральности гораздо сложнее, чем выгнать конкретных людей из конкретного Кремля"



    Мне кажется, покупка пакета акций канала структурами Юрия Ковальчука — это была прямая реакция Путина на наш с Парфеновым демарш. Но думать, что, купив какие-то там акции, можно получить или усилить контроль надо мной, было бы наивно, и то, что Путин (а Ковальчук — это, конечно, псевдоним Путина) этого не понимал, меня тогда даже немного удивило. Для меня же продажа канала была, не буду скрывать, очень хорошей новостью: в распоряжении медиагруппы Ковальчука к тому времени уже были "Пятый канал" и РЕН, а потом еще и СТС, и присоединение к ним "Первого канала" если что-то и значило, то только распространение моего влияния и на эти каналы, что, как известно, и случилось. Как к этому отнесся сам Путин, я не знаю, мы к тому времени уже не разговаривали вообще. Наши отношения всегда были нейтрально-вежливыми: у меня не было желания как-то завоевывать расположение Путина, Путин же, очевидно, так никогда и не простил мне того, что, когда в августе 1999 года нас познакомил Березовский, я прямо при Путине (не люблю говорить о людях за глаза) сказал Борису, что он сошел с ума и что мы, конечно, сделаем из этого человека президента, но потом сами об этом пожалеем.


    Если в России будет написана честная политическая история нулевых годов, то мне очень хотелось бы, чтобы в ней был упомянут проект "Фабрика звезд. Возвращение". Мне кажется крайне важным то, что нам удалось: подвести символический итог путинскому десятилетию. Первые сезоны "Фабрики звезд" — то, что могло показаться новой, мирной по сравнению с девяностыми и приемлемой для большинства жизнью. Я никогда не пытался быть настоящим деятелем шоу-бизнеса, но по факту был им, и этот опыт кажется мне бесценным. Я пришел на канал в 1995 году — все, наверное, забыли, но в жесткой ротации в музыкальных программах тогда был, например, клип Евгения Кемеровского "Братва, не стреляйте друг друга", такая эталонная русская песня тех времен. В какой-то момент мне пришлось составить даже что-то вроде черного списка — наверное, это был волюнтаристский шаг, но я продолжаю настаивать на том, что, если бы в 2000 году я не запретил показывать на канале клипы Шуфутинского и других героев того же рода, страна так и продолжила бы барахтаться в говне.



    "Я отдавал себе отчет в том, что массовый вкус, точнее, низкое его качество — это и есть то, на чем держался путинский Кремль" Фото: РИА НОВОСТИ, РИА НОВОСТИ

    Первые сезоны "Фабрики звезд" были для меня попыткой создать новый стандарт русской поп-музыки. Группы "Корни", "Фабрика", Юлия Савичева и другие созданные каналом герои звучали по тем временам вполне авангардно, насколько это слово может быть применимо к постсоветской российской массовой культуре. А то, что произошло с ними потом, это, в общем, та же деградантская история, которую мы наблюдали и с властью. Запуская "Фабрику. Возвращение", я хотел показать, во что превращается попса на неконкурентном рынке, такая метафора путинизма. Это же я придумал, чтобы Виктория Дайнеко перепевала "Дусю-агрегат" — старинный хит любимой группы Путина "Любэ". Дуся-агрегат — по-моему, это наиболее адекватный образ путинской государственной машины, и если кто-то этого не понял — что ж, я хотя бы попробовал.


    Никто не знает, чего мне стоило пробить появление в эфире в новогоднюю ночь 2010 года частушек в исполнении компьютерных Путина и Медведева. Как-то слишком много нашлось желающих высказаться по поводу того, что эти частушки были слишком комплиментарны по отношению к президенту и премьеру, и почему-то никто не обратил внимания на то, что этот эпизод был ценен не содержанием куплетов, а самим фактом: впервые за десять лет телезрители увидели карикатуру на первых лиц государства. Сам жанр находился под запретом, и мне, а не каким-то революционерам и борцам удалось этот запрет уничтожить. Мне казалось очень важным сделать так, чтобы Путин был не источником страха, а объектом насмешек. Поверьте, лишить власть сакральности гораздо сложнее, чем выгнать конкретных людей из конкретного Кремля.


    Мне смешно слышать, что Путина прогнали люди, сформированные интернетом, какое-то специальное интернетовское поколение. У меня была возможность проверить качество этой аудитории: фильм "Чужая", который я спродюсировал, мы сознательно не рекламировали на канале вообще, ориентируясь только на интернет. Фильм, как известно, не пошел — не пошел ровно потому, что люди, активные в социальных сетях, не способны даже просто пойти в кино. Поход в кинотеатр для них — это опасное путешествие во враждебную среду. Провал "Чужой" не был для меня неожиданностью, но как лабораторный эксперимент он крайне ценен, поэтому не стоит называть события 2012 года твиттер-революцией — да, это была революция, но ее участники были прежде всего не пользователями социальных сетей, а зрителями "Первого канала". Эксперименты с ночным эфиром, и прежде всего "Городские пижоны" — их почему-то принято считать неудачными, но я и к ним продолжаю относиться как к первому шагу в сторону революции. Я понимал, что этот народ многого не может, что нужно долго и по чуть-чуть менять его даже не взгляды — привычки. Что-то у меня получалось, что-то — нет. Но больше получалось.


    В 2011 году мы с Парфеновым открыли в Останкино памятник Владимиру Зворыкину — это тоже была важная для меня история; не только потому, что Зворыкин, как и я, создатель телевидения. Зворыкин — человек, добившийся всего вопреки большевизму, а для меня большевизм — то зло, с которым я боролся всю жизнь, и этого тоже почему-то никто не понимал. Просто подумайте, зачем мне все это было нужно? В двадцать пять лет я был кандидатом биологических наук, и за место в научной номенклатуре даже бороться не требовалось, судьба была распланирована на годы вперед. Но я пошел во "Взгляд", и этот выбор до сих пор кажется мне самым важным в моей жизни. Этого никогда не поймут те, кто впервые увидел меня в жюри КВН, но я себя все-таки впервые увидел немного раньше и до сих пор вижу себя не путинским чиновником, а ведущим "Матадора" с хаером и в кожаной куртке.


    PS. Первоисточник - http://www.kommersant.ru/doc/1655286
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  2. vad4343

    vad4343 Старожил

    13 ноя 2006
    23.809
    я доволен ими
    Прочитал как научную фантастику 1968 года. Такая наивная и серьезно верящая в чудеса.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  3. Horhe

    Horhe Живу я здесь

    17 янв 2006
    3.106
    BESапоменялнаМАМу
    Безусловно, что наивно, но "без меня меня женили"? По крайней мере, реакции Эрнста пока на это не было...
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  4. vad4343

    vad4343 Старожил

    13 ноя 2006
    23.809
    я доволен ими
    Думаешь будет открытое письмо с самобичеванием?
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...
  5. Horhe

    Horhe Живу я здесь

    17 янв 2006
    3.106
    BESапоменялнаМАМу
    Конечно нет, ни самобичевания, ни истерики. Но, наверно, где-то с критикой на авторов заметочку написать можно. Про судебный иск не знаю.
     
    Stop hovering to collapse... Click to collapse... Hover to expand... Нажмите, чтобы раскрыть...