Однако не следует и преувеличивать центростремительную тягу Дзержинского в вопросах хозяйствования. Как это ни странно, он, и это чрезвычайно важно подчеркнуть, не сводил всю суть управления только к центральному руководству, резко бичуя "слепое исполнение", догматический подход к решениям вышестоящих этажей управления. Важное значение он придавал самостоятельности в выборе путей и способов реализации плановых заданий и административных указаний "сверху", которая, однако, должна, по его мнению, сопровождаться и всей полнотой ответственности. "Централизм здесь должен быть жёстким, - говорил он, - но вместе с тем система управления на может быть проводима путём приказов. Линия эта должна покоиться на доверии, то есть на децентрализации. Тот, кому поручен трест, вручена организация того или иного местного органа, должен иметь и всё доверие, и всю ответственность, и возможность проявления инициативы. Политика проведения общей линии, политика руководства как хозяйственного, так и общего не может укладываться в строгие приказы "быть посему"". Как видим, Дзержинский тоже пытается поймать загадочную жар-птицу демократического централизма, "уловить" весьма хрупкую и трудноуловимую грань в соотношении административных и экономических методов управления. Он её не поймал, но "уловима" ли она вообще? Независимо от ответа на этот исключительно сложный и постоянно меняющий на разных этапах развития страны оттенки вопрос, нужно признать, что Дзержинский, при всем своем влечении к сильной централизованной власти, обладал немалым демократическим потенциалом, который он стремился реализовать в своей практической деятельности. Развивая свои взгляды на проблему сочетания централизованного планового руководства народным хозяйством с широкой инициативой, предприимчивостью и ответственностью, Дзержинский изложил свои достаточно интересные и поучительные представления о хозяйственном расчёте. По его мнению, переход предприятий на полный хозяйственный расчёт означает самостоятельнее хозяйствование "без помощи центра, без помощи налогов, эмиссии, без помощи государства". Главным условием полного хозяйственного расчета является, считал Дзержинский, окупаемость затрат, которые должны покрываться выручкой. "Необходимо,-- говорил он в докладе на Пленуме Цектрана, - создавать соответствие между издержками и... ресурсами"23, здесь должно быть определенное количественное соотношение. Жить действительно на хозрасчёте - это "жить... сообразуясь с имеющимися налицо средствами..."24. Придавая важное значение хозрасчёту как методу управления, Дзержинский противопоставлял его методам "бюрократического регулирования", то есть "такого регулирования, которое требует, чтобы здесь, в центре, кто-то сидел, писал ордера и распределял, кому сколько, и т. д.". Изжить бюрократизм, чиновничество, главкистские формы руководства можно лишь с помощью полного хозяйственного расчёта. Будучи имманентным элементом системы управления, хозрасчёт так же, как и все другие элементы этой системы и прежде всего план, должен быть нацелен на конечные народнохозяйственные результаты, ориентирован на достижение главной цели хозяйствования, которая заключается, как указывал Дзержинский, не в том, чтобы вообще получить прибыль, а в том, "чтобы удовлетворить потребности населения и, конечно, свои собственные потребности". Нужно отметить, что именно Дзержинский, отстаивающий едва ли не максимальную централизацию, борясь с хозяйственным сепаратизмом трестов и синдикатов, сумел как-то сдвинуть с мёртвой точки решение, казалось бы, безнадежного вопроса об экономической самостоятельности предприятий, лишённых каких бы то ни было прав и буквально задушенных в крепких "объятиях" трестов.
Нет "чистого капитализма" - везде есть элементы социализма и госрегулирования. Но есть куча примеров попыток построения "чистого социализма"... их хочется меньше всего... ПС: если в России на нефтяные деньги построить дороги (это как раз роль государства) и не кошмарить бизнес - щасье будет.
Ну статья-то не про госрегулирование, а про жисть в России. В двух словах - развал и упадок. А про госрегулирование - ГИБДД тоже занимается госрегулированием, худо-бедно. Имхо, без оного было бы еще хуже.