«У нас есть четко сформулированный план наступления» Для начала, господин Штадлер, позвольте поздравить Вас с продлением Вашего контракта. Для реализации вашего плана по превращению Audi в ведущего производителя в премиум-сегменте эти пять лет, без сомнения, будут крайне необходимы. Благодарю Вас за добрые пожелания! Надеюсь, они пригодятся мне и моей команде на следующей стадии реализации нашей задачи. Мы сейчас на том самом пути, который наметили себе много лет назад. И делаем все возможное, чтобы к 2020 году вывести бренд Audi в лидеры среди производителей премиум-сегмента. То есть вам придется «надавить на газ» в полную силу? Мы и так мчимся на большой скорости и на высоких оборотах двигателя. И это достаточно убедительно демонстрируется теми успехами, которых достигает наша компания. Но мы живем в эпоху огромных перемен – как на отдельных рынках, так и в нашей индустрии в целом. И эти новые условия сложнее, чем были когда-либо ранее. Определенные потрясения создает ужесточение требований в отношении потребления топлива и выбросов CO2. В то же время у нас идет исключительно активная работа над гибридными автомобилями и электромобилями, которые сейчас являются первопроходцами новых решений в области мобильности. Я полагаю, в ближайшие 10 лет всю нашу отрасль ждут куда более серьезные изменения, чем те, что происходили за последние 30 лет. И насколько вы готовы к подобным изменениям? Благодаря нашей «Стратегии-2020» у нас есть четко сформулированный план наступления. Мы сконцентрированы на создании беспрецедентного продукта и захвате инициативы в инновациях. Для этого к 2018 году сумма привлеченных инвестиций достигнет 22 миллиардов. И это – основа уверенных позиций Audi в будущем как бренда и как компании. Преобразование общества идет стремительными, ускоряющимися темпами. Ожидания наших клиентов меняются с сопоставимой скоростью. И если кто-то намеревается быть законодателем моды в нашей индустрии, он должен сформировать для себя ясную картину будущих тенденций и стиля жизни будущего. Мы хотим жить так, чтобы сохранять ставшее нашим лозунгом превосходство в любое время. Наблюдать – мало, нужно действовать. Но у ряда критиков сложилось впечатление, что бренд Audi больше не выдерживает своего собственного стандарта. Я работаю в Audi уже более 20 лет. Начинал как управленец нижнего звена, дорос до руководящей позиции. Я живу этим брендом, я знаю, что заставляет биться его сердце. И вы можете быть уверены, что все мы каждое мгновение живем именно в соответствии с нашим девизом «Vorsprung durch Technik» – «Превосходство высоких технологий». Вы планируете реализовать в 2015 году более полутора миллионов автомобилей. Такой результат уже практически покорялся вам, когда в 2013 году продажи составили 1,58 млн моделей. Но непонятно, как вы собираетесь к 2020 году опередить лидирующего в сегменте BMW и остаться впереди Mercedes. Все постепенно. Вы говорите так, как будто наш рекорд по уровню продаж в 2013 году был рутинным делом. Без сомнения, для нас это было особенным достижением, результатом очень напряженной и структурированной работы, которую в течение многих лет выполняли почти 75 000 сотрудников Audi. Не стоит забывать тот факт, что среди признанных на рынке производителей мы самый молодой бренд. Поэтому на наших заводах символический рубеж в 1,5 миллиона проданных автомобилей стал настоящим семейным праздником. Только в Ингольштадте (Ingolstadt) в этом празднике приняло участие более ста тысяч человек. И на лице каждого, кто присутствовал, можно было увидеть гордость, предвкушение дальнейших побед. Нашему коллективу не нужна дополнительная мотивация: он уже и так четко обозначил для себя цель выйти в лидеры. И как Audi собирается оказаться на этой вершине? Благодаря фантастической работе всей команды! И, конечно, за счет принципиально новых продуктов, инноваций и сервисов во всех направлениях того, что понимается под мобильностью. Audi – это бренд, который можно назвать символом прогресса. У нас более десяти тысяч инженеров, которые работают как над глобальными аспектами, так и над самыми мелкими деталями для создания автомобиля будущего. Но при этом почему-то не создается впечатления, что Audi так уж преуспевает в этом направлении. К примеру, кажется достаточно странным, что в отличие от BMW или Mercedes вы решили не запускать производство электромобилей на аккумуляторных батареях. Не очень такое решение вяжется с вашим описанием себя как двигателей прогресса. Допускаю, что у Вас может сложиться такое мнение, но на самом деле ситуация обстоит иначе. Мы вскоре выпустим на рынок модель Audi A3 e-tron, наш первый подключаемый гибрид (plug-in hybrid). Такая формула предлагает клиенту максимальные выгоды за счет сочетания двигателя внутреннего сгорания и электрической тяги. Кстати, задолго до наших основных конкурентов мы набрались смелости создать электрический спорткар Audi R8 e-tron. И теперь поставить первое его поколение на конвейер – это достаточно простая задача. Но почему же не ставите? Потому что нас абсолютно не устраивал запас хода всего в 250 километров и потому что инфраструктура станций подзарядки на момент рождения этого автомобиля была недостаточно развита. Сегодня эта модель имеет уже совсем другие характеристики, и запас ее хода, к слову, достиг почти 450 километров. Именно опыт с Audi R8 e-tron убедил нас в необходимости идти собственным путем в области транспортных средств на электрической тяге. И каким именно «собственным»? Наши подключаемые гибриды (plug-in hybrids) обеспечивают в городских условиях возможность движения без вредных выбросов. А при поездках на дальние расстояния задействован двигатель внутреннего сгорания, также имеющий невысокий уровень выбросов. Первым же полностью электрическим автомобилем Audi как раз и будет модель Audi R8 нового поколения, где такой вариант выйдет на дороги ограниченной серией. При этом марке Tesla уже сопутствует глобальный успех, BMW предлагает свои i3 и i8. Складывается впечатление, что Audi упускает позиции в борьбе за тенденции будущего. Стоящие сегодня в салонах электромобили в реальности не очень помогают в борьбе за сохранность окружающей среды. Ситуация изменится лишь тогда, когда сложится соответствующая инфраструктура, а запас хода достигнет необходимого уровня. Вот тогда изменится и отношение к ним, и уровни продаж возрастут. Но если мы хотим, чтобы вклад в экологию действительно оказался заметным, клиенты в первую очередь должны иметь возможность приобрести такие автомобили. А как мы можем привлечь по-настоящему крупные группы покупателей, предлагая им электромобили по 45 000 Евро, которые при этом будут накладывать на их жизнь определенные ограничения, в то время, когда не требующая таких сложностей альтернатива предлагается по вдвое меньшей цене? Повторю, электромобили станут по-настоящему успешны лишь тогда, когда у них будет нормальный запас хода. Электрическая модель с разряженными аккумуляторами не поможет никому, а окружающей среде – тем более. Ну, в таком виде она точно не наносит никакого вреда экологии… Она наносит такой вред, если фокусироваться на каком-то единичном образце, красующемся в витрине шоу-рума, а не думать о том, что делать более эффективным нужно весь автопарк в принципе. Подключаемые гибриды (plug-in hybrids), работая в полностью электрическом режиме, действительно практически не имеют выбросов CO2, а за счет наличия традиционного двигателя внутреннего сгорания клиент имеет привычный для него запас хода. Это, во-первых, экономично; во-вторых, у водителя нет риска застрять где-нибудь с разряженной батареей, и, наконец, это действительно доставляет удовольствие. Сейчас же вся индустрия сконцентрировалась на борьбе за снижение расхода топлива. Но аккумуляторная батарея гибридного привода может обеспечить автомобилю, имеющему дизельный двигатель, спортивную динамику – при этом расход топлива будет не так уж и велик. Мы у себя в Audi называем эту схему «электронный форсаж» (e-boost), вскоре она появится на наших серийных автомобилях. И это будет полностью отвечать нашим спортивным амбициям. Но лишь Audi A3 должна появиться в виде подключаемого гибрида. Вскоре за этой моделью последует и кроссовер Audi Q7. Позже настанет очередь Audi A6 и нашего флагмана, Audi A8 – они тоже начнут выпускаться с применением этой экономичной технологии. Но до реального появления этих моделей на рынке остается еще несколько лет Мы очень плотно работаем над их созданием. Подключаемый гибрид Audi A3 будет первым, его выпуск начнется уже через несколько недель, а затем каждый год будет появляться по новой модели. В Китае мы организуем установку этого типа гибридной схемы в модель, которая пользуется максимальным спросом, – в Audi А6 местной сборки – уже в 2016 году. И, кстати, вместо того, чтобы строить специальный завод по производству электромобилей, мы будем выпускать такие гибриды на основных мощностях в Германии, Венгрии, Китае или вскоре в Северной Америке. Это позволит нам достичь максимальной гибкости и снизить себестоимость. В Вольфсбурге (Wolfsburg) скоро начнут сходить с одного конвейера VW Golf и его версии на электрической тяге. Но с этим оказались сопряжены огромные трудности. Почему вы так уверены, что ваша гибридная версия Audi A3 станет успешной? При любом запуске новой модели определенный стресс неизбежен. Каждая новая модель заставляет «попотеть», потому что мы обязаны гарантировать максимальный уровень качества нашего продукта, начиная с самого первого экземпляра. У нас уже несколько лет идет весьма интенсивная подготовка к началу серийного производства Audi A3 e-tron. Являясь частью концерна Volkswagen, мы получаем определенные преимущества за счет использования модульной системы создания автомобилей: она с самого начала ориентирована на выпуск автомобилей, в том числе на полностью электрической тяге, и гибридных версий. По сравнению с выпуском исключительно электромобилей от нас требуются меньшие инвестиции, а уровень синергии – больше. И я обещаю вам, все конкуренты рано или поздно будут вынуждены броситься в погоню за нами в области создания подключаемых гибридов (plug-in hybrids). Это единственный способ снизить потребление топлива и выбросы CO2 в глобальном смысле, так что могут появиться и законодательные ограничения. Если сейчас в Германии средний по всему автопарку выброс CO2 составляет 135 граммов на километр, то за счет красующихся в витринах автосалонов электромобилей он никак не станет ниже 95 граммов. Чтобы уложиться в ограничения по CO2, необходимо, чтобы свой вклад вносил каждый автомобиль на дороге, каждый продаваемый автомобиль. Сейчас все больше и больше людей проявляют желание иметь автомобиль, оказывающий минимально вредное воздействие на окружающую среду. Но еще одна сторона – это их желание постоянно сохранять доступ во всемирную информационную сеть. Они хотят, чтобы привычный образ жизни сопровождал их и в автомобиле, и для них важно, чтобы вокруг них сохранялась привычная цифровая окружающая среда. Это превращает наши автомобили в мобильные устройства коммуникации. И мы прекрасно научились интегрировать такие символы этого образа жизни, как Apple iPhone или Samsung Galaxy, в наши автомобили. В дополнение к этому мы предлагаем нашим клиентам возможность постоянно оставаться в режиме онлайн благодаря точкам мобильного доступа Wi-Fi, использующим технологию LTE. BMW и Mercedes-Benz также выпускают модели, которые подключены ко всемирной Сети, где пассажиры и водитель постоянно остаются в режиме онлайн. Mercedes, в частности, делает это именно для того, чтобы привлечь более молодую категорию покупателей. Audi в этом направлении тоже отстает. Да нет же! Пять лет назад именно мы стали первым автопроизводителем, который набрался смелости представить свои инновационные решения на крупнейшей в мире выставке бытовой электроники CES в Лас-Вегасе (Las Vegas). А туда с пустыми руками являться было бы глупо. Кстати, Mercedes в итоге тоже последовал за нами в плане участия в CES. Тем не менее Mercedes-Benz уже несколько месяцев как организовал онлайн-продажи своих автомобилей. Кажется, это еще одна тенденция, которую Audi не сумела распознать вовремя. Для нас ключевым является то, что наша концепция наиболее эффективная, а не самая быстрореализуемая. Первым рвануть со старта вовсе не означает автоматически стать победителем. Победителем станет тот, кто сможет лучшим образом удовлетворять своих клиентов на протяжении долгосрочного периода. У Audi есть сеть салонов Audi City Store. Ей уже два года, она начала развиваться в Лондоне, охватила Берлин и Пекин. Только в Пекине у нас бывают еженедельно 6 000 посетителей. В салонах Audi City Store покупатели могут сами виртуально сконфигурировать автомобиль для себя на большом экране – мы называем его «электронной стеной». Такие возможности – это вполне практические дополнения к процессу продаж, но сами по себе они не заменят советов и уровня обслуживания, который предоставляется розничным продавцом. И от нас как от производителя премиум-класса клиенты и в будущем будут ожидать такого личного контакта. В других областях бизнеса уже накоплен достаточно болезненный опыт, когда выясняется, что покупателям не требуются ни местные розничные торговые точки, ни даже какие-то иные места личного контакта в принципе. Мы хотим объединить розничные продажи и мир цифровых технологий, а не заявить нашим продавцам, что с завтрашнего дня мы не нуждаемся в их услугах. Конечно, мы используем инструментарий, предлагаемый цифровой эпохой. Но при этом, без сомнения, наши продавцы будут хоть домой к клиентам приезжать, если те того пожелают. Процесс организации продаж не стоит на месте, он трансформируется вслед за пожеланиями наших клиентов. Критики обвиняют Audi в том, что ваши автомобили становятся скучнее и что фирменный дизайн с агрессивными линиями решетки радиатора устаревает. Насколько уместны такие заявления? То есть вы думаете, что ежегодно клиенты покупают 1,6 миллиона наших автомобилей именно потому, что они считают их скучными? Но вопрос ведь в другом! Насколько больше автомобилей Audi продавалось бы, будь их дизайн не таким скучным? Наш дизайн воспринят рынком, и это, безусловно, можно сказать относительно всех моделей Audi – от А1 до А8. Это основная причина, по которой покупатели выбирают автомобили нашего бренда. Такие модели, как Audi А5 и Audi А7, сейчас вообще стали уже культовыми. Но при этом с расширением модельного ряда мы будем изменять и наш дизайнерский язык. Мы постоянно работаем над его улучшением. Можно сказать, что ключевыми ценностями нашего бренда являются премиальное качество, спортивность и прогрессивность. В лице нашего нового шеф-дизайнера Марка Лихте (Marc Lichte) мы получили в свою команду очень творческого специалиста с неординарным видением. Он уже приложил свою руку к работе над выставочными образцами, которые мы недавно показывали – например, Audi TT allroad. Но мы намерены сохранить наиболее узнаваемые штрихи, свойственные нашему дизайну, – такие как очертания решетки радиатора Audi. Возможно, BMW тоже никогда не откажется от своих «ноздрей» этой решетки. А BMW и не надо отказываться от «ноздрей решетки»: они лидеры рынка, они уже включили в свой реальный модельный ряд электромобили и достаточно далеко ушли вперед относительно Audi в разработке облегченных конструкций за счет использования углепластика. Это неправда. Да, облегченные конструкции крайне важны для того, чтобы повысить экономичность автомобилей. Но, как и в случае с электромобилями, сам по себе углепластик не решает все. За счет только лишь применения какого-то одного конкретного материала в автомобильной индустрии ничего не добьешься – ни в технологическом плане, ни в финансовом. В BMW будут рады услышать такое от Вас. Давайте все-таки продолжим про облегченные конструкции. Audi фокусируется на применении комплекса различных материалов: тут и разные сорта стали, и алюминиевые сплавы, и тот же углепластик, и различные пластики. Ключевая задача – выработать различные технологии соединения этих материалов. Углепластик, несомненно, должен внести свой вклад, но у нас есть определенная осторожность в плане его малой приспособленности к переработке и высокой стоимости. Выходит определенная лотерея. Если углепластик быстро найдет свое место на рынке, Audi окажется в числе отстающих. С учетом того, что в число мажоритариев BMW входит Сьюзан Клаттен (Susanne Klatten), им удалось обеспечить себе принципиальную долю в профильной компании SGL Carbon. Концерну Volkswagen не досталось и десяти процентов. В нашей индустрии ничего не происходит быстро. А списки акционеров сами по себе мало что могут рассказать о рыночном потенциале материала. Клиент в первую очередь обращает свои ожидания на автомобиль как готовый, законченный продукт. Вы говорите, что в вашей индустрии ничего не происходит быстро, но сами планируете выйти в лидеры рынка к 2020 году. Это возможно лишь в том случае, если будет более успешной ваша политика в отношении кадров: за последние месяцы вы постоянно делали какие-то кадровые перестановки на ключевых должностях, таких как технологии и дизайн. Почему для вас так сложно подобрать правильную команду? Можно сказать, что я нахожусь в роли главного тренера: мне нужно следить за тем, насколько получается командная игра у моих игроков, но при этом не выпускать из поля зрения и ситуацию в турнире в целом. Существует ли идеальный сотрудник для любой должности в любой ситуации? Сейчас сложился идеальный состав команды. Большинство ее членов уже ранее работали в Audi, например наш глава направления дизайна Ульрих Хаккенберг (Ulrich Hackenberg) или глава производственного направления Хуберт Вальтль (Hubert Waltl). У меня нет необходимости им что-то объяснять в отношении нашего бренда. Это люди Audi до мозга костей, и они полны энергии решать поставленные перед ними задачи. Полный энергии Ульрих Хаккенберг, конечно, опытный инженер-разработчик, но ему 64 года. Способен ли кто-то в таком возрасте создать автомобиль будущего? Несомненно! Элементарный пример: с тех пор, как он побывал с нами на последней выставке бытовой электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, он не снимает самые современные «умные» часы. Стоит признать, что мы действительно не аборигены цифрового мира, скорее, мы иммигранты в стране Интернета. Но это лишь усиливает наше желание понимать, что будет необходимо в будущем. Мы хотим быть частью этого будущего и усердно работаем над тем, чтобы это гарантированно произошло. И как долго Хаккенберг со своими «умными часами» будет оставаться членом совета директоров? Надеюсь, долго. Он не обязан в 65 лет выходить на пенсию. Так и зачем ему это? Мы рассчитываем, что в ближайшие годы он будет оставаться с нами. Руководитель калифорнийского производителя электромобилей Tesla Илон Маск (Elon Musk) продемонстрировал, как можно очень даже быстро поменять правила игры в считающейся столь консервативной автомобильной индустрии, если у тебя достаточно идей и достаточно решимости их осуществить. Чему Audi стоило бы поучиться у Tesla? Не все, что контрастно, можно сравнивать. Нельзя сравнивать производителя, который ежегодно продает с неплохой выгодой миллионы автомобилей, и компанию, которая вроде бы как многое делает правильно, но почему-то убыточна. В Tesla готовы идти на риски, на которые никто не пойдет в Audi. Можно очень быстро лишиться своей репутации из-за самовозгорающихся автомобилей – наши клиенты нам подобного никогда не простят, и будут в этом правы. Другие компании, являющиеся в своих областях первопроходцами, тоже терпят убытки, например Amazon. Однако многие конкуренты все равно стремятся учиться у Amazon. Неужели у Tesla действительно нет ничего такого, чему могли бы поучиться в Audi? Мы движемся в своем собственном направлении. Нет сомнений в том, что Audi – успешный игрок в клубе производителей премиального сегмента. Путь в этот клуб начался более двух десятков лет назад и был достаточно труден и полон испытаний. За это время среди наших сотрудников, наших руководителей сложилось нечто, что мы называем «Дух Audi». Внутренняя мотивация для нас не менее важна, чем соответствие нашему девизу «Превосходство высоких технологий». Ваш успех в первую очередь основан на том, насколько хорошо принимаются ваши новые модели. Сейчас вы все больше и больше расширяете предложение в сегменте кроссоверов (SUV). К 2020 году больше трети Audi будут именно кроссоверами. Почему вы так действуете? Во-первых, мы ожидаем, что в долгосрочном периоде число продаваемых в мире автомобилей достигнет 100 миллионов в год. Далее – доля автомобилей премиум-сегмента скорее всего вырастет с нынешних 8 до 12%. Существует четкая тенденция роста популярности SUV, поскольку люди оценили их комфорт и эргономику. Посадка водителя в кроссоверах выше – а значит, у него лучше обзорность. В нашей линейке моделей «А» еще есть незанятые ниши, но ключевые модели в ней присутствуют. А вот во «внедорожной» линейке Q мы еще видим огромный потенциал. В Ингольштадте появится Audi Q1, которой суждено стать новой моделью «стартового» уровня. А на другом конце этой модельной линейки должен появиться престижный Audi Q8. Не окажется ли в скором времени так, что линейка моделей «А» будет подавлена линейкой «Q»? Ядром для Audi остается модель A4, скажем так, это наш Golf. На базе этой модели мы создали целое семейство, в которое входят Audi A5 Coupé, Cabriolet, Sportback и A4 Allroad. В сегменте чуть ниже очень хорошо зарекомендовала себя компактная модель Audi A3. Сейчас мы расширяем наш модельный ряд и в среднеразмерном, и в полноразмерном сегментах, основой которых являются, соответственно, Audi A6 и Audi A8. Первой ласточкой стала модель Audi A7 Coupé. И остается еще достаточно места для большего числа моделей, которые будут спортивны и эмоциональны, у которых будет передовая конструкция ходовой части. Такие ниши появятся исключительно в том случае, если BMW оставит их вам или совершит какие-то ошибки. Нет, ведь мы ведем атакующую игру. Мы, безусловно, сначала ищем ниши, в которых могли бы провести наступление, а затем делаем соответствующий продукт. Сейчас в нашем модельном ряде 50 моделей, а к 2020 году их должно стать на 10 больше. Ходят слухи, что в ваших планах – микроавтомобиль, который будет позиционироваться ниже, чем Audi А1. Как столь минималистичный автомобиль может вообще укладываться в премиальное позиционирование Audi? Премиальность не зависит от длины, ширины или высоты. Я не могу сказать Вам сегодня, появится ли модель в сегменте «ниже Audi A1» или модель, которая сможет занять место между Audi A1 и Audi A3. Потенциал есть и там, и там. Вопрос ставится по-другому: какие ожидания от автомобилей будут у людей через десять лет? Вы также отмечаете важность традиций. Вы хотите создать целое семейство на базе спорткара Audi TT. Когда появится «спортивный кроссовер»? Мы уже показали один несколько недель назад в качестве концепт-кара на Пекинском автосалоне и получили очень позитивный и масштабный отклик. Он прекрасно укладывается в образ Audi. Это первая модель с системой полного привода quattro и одновременно электротягой. И, как и в случае с нашей новой Audi TT, цифровой приборный щиток является свободно программируемым. Родственная Audi марка Porsche также выпускает спортивные кроссоверы. Новый Porsche Macan – среднеразмерный внедорожник, выступающий точно в том же сегменте, что и ваша модель Q5. Вы сражаетесь между собой за одного и того же покупателя? Вовсе нет. Хотя Audi Q5 присутствует на рынке уже несколько лет, нам по-прежнему не хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворять заказы на эту модель. Люди обычно хотят либо Porsche, либо Audi. Мы работаем в абсолютно разных сегментах аудитории. Ну и для справки, Audi продает в десять раз больше автомобилей, чем Porsche. http://www.audi.ru/ru/brand/ru/russia/news/news.detail.news~pool~2014~08~interview-mr-stadler.html