Поездка началась с Южно-Сахалинска. Просидев там почти неделю в ожидании летной погоды в аэропорте назначения (в городе Курильске) было принято решение идти морем, на пароходе. Раздобыв билеты, отправились в порт Корсаков. Слева по ходу мыс Анива и самая крайняя точка маяк Анива, в строительстве которого принимал участие дед моей жены, командир десантного корабля в пятидесятые годы прошлого века.
Вышли из залива, прощай Сахалин. Следующая остановка Кунашир. На следующее утро пришли в порт Южно-Курильска. Остров встретил нас дождем.
Надо сказать, что для схода на берег необходимо иметь разрешение погран службы, которое необходимо получить еще на Сахалине, или иметь на руках командировочное удостоверение. Простояв на рейде под погрузкой-выгрузкой несколько часов, отправились дальше, на Шикотан, самый красивый остров из трех, на котором я был. За кормой остался Кунашир и его вулкан Тятя.
Корабли береговой охраны и наш теплоход, носящий имя погибшего в авиа катастрофе губернатора Фархутдинова.
Просто виды. То что из далека казалось травой, на самом деле оказалось маленьким бамбучиком-стланником. Идешь по нему как по ковру, ноги утопают по щиколотку, а он хрустит. Полный релакс. Запах океана, тишина, только шум легкого ветра и крики чаек в низу, в бухте.
Кроме погранцов на острове работает рыбкомбинат, построенный заново после землетрясения. Лосося на острове нет. Ловят сайру. Если где в магазине увидите баночку с дальневосточной сайрой, то знайте, выловили и упаковали ее здесь, на Шикотане. Рыбку ловят ночью. С корабля свешиваются прожектора, рыбка плывет на свет, тут то ее и вытаскиваю сетями.
Со съемочным обоснованием там не густо, на весь остров только два знака сохранилось. Один из них оказался на горе Шикотан. По навигатору от места базирования всего то три километра и так как дорог и тайных троп я не знал, решил идти по указанному им направлению. Путь занял почти 4 часа.
Самым сложным было пробраться через заросли. Когда выбрался из них, то подъем по достаточно крутому склону показался уже не таким тяжелым.
С верху видно другой конец острова. Пока ставили оборудование налетела туча и закапал мелкий дождик. Стемнело. Только взобравшись на гору обнаружили, что там есть дорога, а на горе были остатки разрушенной радиолокационной станции. Путь обратно занял всего три часа, не смотря на то, что путь был длинней, почти 8 км.
Перемещаться по острову пешком можно только по дорогам. Бамбук на Итурупе другой, высокий и не проходимый. Вместе с кустарником образует настоящие не проходимые препятствия, через которые пробраться может только медведь. Поэтому попытка прогуляться по острову пешком и лицезреть окрестности ограничилась узкой береговой зоной.