Радикальный урбанизм и многослойные города — это лишь малая часть того, чему была посвящена первая международная конференция «Архитектор будущего». Участие в ней приняли эксперты со всего мира и 100 финалистов программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ, приехавшие в Москву со всей России. «Городскому репортеру» удалось побывать на этом мероприятии и отобрать наиболее интересные идеи — как реализуемые в недалеком будущем, так и самые футуристичные. Архитекторы выходят из зоны комфорта: дома без стен Учитывая общий рост урбанизации в мире, архитекторы должны будут уже сейчас адаптироваться под современные технологии. При этом основной их задачей останется сохранение текущего размеренного образа жизни в городах, не нарушая баланса. «Глобализация — это плохо. Города становятся похожими друг на друга со всеми этими небоскребами и типичными застройками. Именно поэтому архитекторы должны выйти из зоны комфорта и создавать проекты непохожие на что-либо существующее. В этом и кроются инновации», — заявил в своем выступлении Альфредо Бриллембург, основатель студии Urban-Think Tank. ОН ПОЛАГАЕТ, ЧТО, ЕСЛИ ИЗБАВИТСЯ ОТ СТАНДАРТОВ И ПРИМЕНИТЬ НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭТО ПОЙДЕТ ТОЛЬКО НА ПОЛЬЗУ СОВРЕМЕННЫМ ГОРОДАМ. Причем неважно, как именно будет происходить модернизация: можно начать стоить дома без стен или отдать инициативу в руки населения, как произошло в Венесуэле. Там бедняки из трущоб строили свои дома самостоятельно при поддержке архитекторов. Приоритет мобильности: летающий электромобиль как передвижная батарейка Такие изменения, например, точно затронут двигатели внутреннего сгорания, которые исчезнут уже в недалеком будущем, а на их место придут электродвигатели. «Этот переломный момент наступил лет пять назад, не без помощи Илона Маска и его „Tesla“», — подчеркнул Арпан Банши, партнер архитектурного бюро Foster+ Partners. Так, в обозримом будущем, вполне возможен такой сценарий развития событий, когда автомобиль перестанет быть просто средством передвижения и станет мобильной батарейкой. ЭЛЕКТРОКАР СМОЖЕТ ПОДЗАРЯЖАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДАНИЙ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА, ПРОСТО ПРИПАРКОВАВШИСЬ РЯДОМ С НИМИ. А ЖИТЕЛЯМ НЕ ПРИДЕТСЯ ИСКАТЬ СТАНЦИИ ЗАРЯДКИ. Можно будет просто остановиться возле любого здания и зарядить свой автомобиль. Это не только упростит жизнь жителям городов, но и снизит нагрузку на энергосети, перераспределив их выработку. Насколько реален этот сценарий в обозримом будущем? Покажет время. Радикальный урбанизм: вертикальные города Одна из самых амбициозных и радикальных идей, озвученных Альфредо Бриллембургом, заключается в кардинальном изменении структуры крупных городов. Он предлагает создать трехмерные города на месте старых, которые будут подниматься вертикально вверх, образуя многослойные уровни. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГОРОД ЛИШАЕТСЯ ВСЕГО НАЗЕМНОГО ТРАФИКА, А ВСЯ КОММУНИКАЦИЯ ВНУТРИ МЕГАПОЛИСА БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В НЕБЕ, ПРИ ПОМОЩИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СКУТЕРОВ ИЛИ ДРУГИХ АНАЛОГИЧНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. Это позволит значительно уплотнить застройку, расширяя границы города не в ширь, как происходит сейчас, а вверх — в небо. При этом станет возможным смешение частного и общественного, благодаря чему жители всегда будут находится в центре города. «Мир радикального урбанизма уже через 30 лет позволит мировым столицам стать многослойными центрами жизни, потому что там соберется большая часть населения Земли, а сами города будут креативными и наполненными жизнью», — подчеркнул Бриллембруг. Возможна ли реализация этой футуристичной концепции в России, учитывая климатические особенности? Скорее да, чем нет. При условии, если население с периферии переселят в центр, тем самым отказавшись от нее и сделав акцент на обустройстве самого центра. Таким образом снизятся расходы на газ и электричество для периферии. Акцент на функциональности: жилье без плановой застройки Тема жилья в России особенно важна. Россия хоть и является глубоко урбанизированной страной, часть городов при этом приходят в упадок. Причина кроется в пережитках советского прошлого, из-за чего сформировалась высокая плотность застройки на периферии. Земля использовалась не так бережно, а застройка городов изначально не проходила компактно, как это было на Западе. ИЗ-ЗА ЭТОГО СФОРМИРОВАЛАСЬ СИТУАЦИЯ, КОГДА ЖИТЕЛИ НЕ МОГУТ РЕШАТЬ СВОИ БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРОСТО ПЕРЕДВИГАЯСЬ ОТ РАБОТЫ К ДОМУ, ЧТО ВЫНУЖДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АВТОМОБИЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ. «Мы пришли к выводу, что современное жилье нужно сформировывать, не отделяя от других функций города, тем самым попутно решая проблемы массовой застройки городов России», — сообщила Кристина Ишханова, заместитель гендиректора Фонда Единого института развития в жилищной сфере. По ее словам, два года назад началась разработка стандарта комплексного развития городских территорий, с помощью которого будут сформированы стандарты федерального уровня. «Новые стандарты также помогут жителям в будущем получать одновременно качественное и доступное жилье», — добавила Ишханова. Благодаря этому документу архитекторам удастся более эффективно использовать городскую землю, как модернизируя старые территории, так и при строительстве новых. Cityreporter.ru