Всем автолюбителям привет. Благополучно вернувшись из отпуска по Европам, хочу поделится полезной информацией по планированию маршрутов поездки и некоторыми путевыми заметками. В некоторых темах, я уже выкладывал свои планы по этой поездке, но повторюсь. 16 календарных дней поместили в себя маршрут от Москвы до Москвы с посещением: Радом-Венеция-Рим-Флоренция-Сиена-Неаполь-Помпей-Бари-Дубровник-Сплит-Плитвические Озера-Ровинь-Венеция-Вена-Радом. Экипаж из трех человек. Я, супруга и наш друг журналист и фотограф. Все с правами и в состоянии рулить в любое время суток. Автомобиль А3 3.2Qвака. Вот только багажник маловат, для таких упражнений. Всё ниже сказанное написал и сфоткал наш друг журналист/фотограф. За что ему огромное спасибо Небольшой мой фото отчет по этой поездке, и не только этой, можно посмотреть тут http://fotki.yandex.ru/users/m-polivanov/album/122986/ [FONT="][/FONT][FONT="][/FONT] Ну начнем... [FONT="]В этой поездке ещё до фотографа во мне проснулся бизнес-консультант. Ставка была сделана на платформу Google, и получилось неплохо.[/FONT] [FONT="]Подготовка.[/FONT][FONT="] Всё делалось в Google Docs, Maps и Calendar. Особенно ценными были две возможности: совместное обсуждение и редактирование (все люди занятые, собираться и обсуждать каждую мелочь времени не было), а также возможность доступа к докам как с комьютеров, так и с мобильных устройств, в частности с платформой Android.[/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="]Самые важные документы:[/FONT] [FONT="]Список вещей.[/FONT][FONT="] Совместный список позволил избежать дублирования. А вообще список — крайне ценная штука. Что в него не вошло, было забыто. В таблице обязательные пункты: что и в каком количестве берём, кто ответственный, имеется ли в наличии, упаковано ли.[/FONT] [FONT="]Чекпоинты.[/FONT][FONT="] Ключевые точки, до которых нужно добраться. Самые важные параметры: координаты, расстояние от предыдущей точки, расчётное время прибытия, критическое время прибытия (позже которого нельзя). В том, что между чекпоинтами есть дорога, убеждались заранее с помощью Google Maps, TomTom и Via Michelin. Ими же определяли дистанцию и время. Время отправки либо выставлялось вручную (что дало возможность двигать график в пути), либо считалось автоматически на основе предыдущей точки, с учётом сдвига часовых поясов. Мелочь, но когда ты замучен тыщами километров пути, всё, что экономит время, воспринимается с большой благодарностью. [/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="]Фотографии фасадов отелей.[/FONT][FONT="] Тоже мелочь, и тоже экономит силы. Ты прибываешь в некое село в полночь, темно и тихо как на селе, людей нет, указатели поставить забыли, GPS утверждает, что этот пустырь и есть твой отель, но ты не согласен и хочешь в кровать, а не в стог — тогда ты достаёшь распечатку фото фасадов (потому что Интернета может не быть) и начинаешь обшаривать окрестности на тему поиска совпадения. Мы ощутили мощь метода уже в Польше, в отеле под Радомом.[/FONT] [FONT="]Список программ и электронных документов.[/FONT][FONT="] Когда с собой несколько жёстких дисков, флешек и ноутбуков, полезно определить и записать, где что. Здесь Lonely Planet, здесь ваучеры в электронном виде. [/FONT] [FONT="]Отели.[/FONT][FONT="] Названия, адреса, координаты, сколько готовить денег. Обязательно: телефоны со всеми нужными кодами. Если нет уверенности, какой телефон выбрать, лучше спросить у отеля письмом до поездки. Телефоны важны, когда прибываешь поздно (о чём тоже необходимо предупредить отель) и всё уже заперто.[/FONT] [FONT="]Точки на Google Maps.[/FONT][FONT="] Это не дублирование чекпоинтов, у них другая роль. На Google Maps обозначены все возможные полезные и интересные места. Для городов и регионов описаны вкратце история, особенности, местная кухня, сувениры. Для музеев/достопримечательностей — стоимость билетов, время работы, история. Для обзорных площадок, световые условия в разное время суток. Хотя Google Maps в оффлайн-режиме работают странно, эти точки, как выяснилось, они кешируют и трафик не потребляется. Также во многих городах Google Maps прокладывают пешие маршруты.[/FONT] [FONT="]События в Google Calendar.[/FONT][FONT="] C Андроидами они вообще без проблем синхронизировались, с моей несчастной Nokia — со скрипом, через платную Googa Sync. Но все точки с привязкой ко времени и с напоминалками в итоге были у всех участников, что почти исключало неоднозначное толкование и опоздания. Для удобства я маркировал разным цветом переезды, отдых, осмотры, ночёвки. Для каждого переезда дублировалась информация о дистанции и времени в пути, в Календаре указывались часовые пояса точек отбытия и прибытия, обозначался пункт назначения в привязке к Google Maps. Когда по пути вносились изменения с любого мобильного устройства, они так же синхронизировались с глобальным календарём и становились доступны всем (Интернет были либо wifi, либо через Goodline SIM-card).[/FONT] [FONT="]Учёт и статистика в поездке.[/FONT][FONT="] Признаюсь, здесь имеется обширное поле для дальшейшего улучшения метода. Бумажные бланки оказались неудачной идеей. И так на себе таскаешь воз вещей, тут ещё и бумаги заполнять. В итоге писали в тот же Google Calendar с помощью мобильника. В идеале хорошо бы писать только примечания и траты, чтобы девайс сам проставлял время и географические координаты с GPS. Моя Nokia так не умеет, может Андроиды справятся? Также не помешал бы gps-трекер, который тупо писал бы трек и не просил бы при этом много батарей.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Постобработка.[/FONT][FONT="] Тоже Google Docs. Общая таблица с курсами валют и постатейкой на каждый день. Для заправок также указаны показания одометра и литры, чтобы понятнее было, где сколько бензина съелось.[/FONT] [FONT="]Из-за странностей синхронизации Nokia и Goolge Calendar (что-то с часовыми поясами), часть точек пришлось корректировать по времени фотографий. Не самое весёлое занятие, но что делать. Хорошо, что камеры синхронизировали по времени в самом начале поездки (такие операции тоже стоит включать в план путешествия).[/FONT] [FONT="]Продолжение следует [/FONT]
[FONT="]Продолжаю....[/FONT] [FONT="]Особенности европейских перемещений.[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]Надо сказать, навигационными средствами мы заправились по это самое. PC Navigator 2010, iGo, TomTom, Nokia Maps, Navitel, Google Maps — а если вдруг катастрофа, то бумажные карта и атлас автодорог Европы. Плюс на гуглокартах, в календарях и на распечатках были отмечены географические координаты реперных точек (что в ряде случаев очень помогло). И на крайний случай, мы были готовы брать языков, предъявляя распечатки с картами проезда к отелям и фотографиями их фасадов.[/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="]Знать внешний вид отеля особенно ценно, когда ты плутаешь уже в темноте, под вечер, номера домов куда-то подевались, а тебе хочется уже не рулить, а в постельку.[/FONT] [FONT="]Что я могу сказать про навигаторы в целом.[/FONT][FONT="] Поляки, итальянцы и хорваты строят новые автобаны и развязки быстрее, чем мапмейкеры успевают их обновлять. Даже купивший кусочек Моторолы Гугл не знал про фрагмент быстрой автострады, которую тянут от Радома к Кракову. И, если верить навигаторам, какую-то часть пути мы проделали вне дорог, по полю, аки птицы. Похожая ситуация была в Хорватии, на пути от Дубровника, и в Чехии на границе с Польшей. Выводы — если указатель говорит: «сюда», а навигатор: «туда», ехать по указателям. Они умнее.[/FONT] [FONT="]По точности навигации, могу отметить PC Navigator. Его прогнозы о времени в пути почти всегда сбывались. К сожалению, по Италии и Хорватии он был не в курсе скоростных режимов, и даже для автострад на всякий случай показывал ограничение «50 км/ч». Для остальных стран он вёл себя приличнее, даже бодро оповещал о радарах. Особенно в Польше. Но голоса у него отвратные, как и интерфейс.[/FONT] [FONT="]Лучшие голоса были у Nokia Maps. Интерфейс был явно продуман и тщательно выстроен. Это было совершенно очевидно любому, кто запустил программу. К сожалению, занимались интерфейсом не земляне, поэтому приходилось привыкать к нетривиальным ходам и решениям. Навигация по той же Хорватии оказалась неплохой. Разумеется, без радаров и скоростей — зато с заправками и без необходимости подключения к Интернету.[/FONT] [FONT="]Маршруты, проложенные Michelin (viamichelin.com), оказались неоправданно медленными — в среднем процентов на 20-30. Почему я про них вспомнил: первоначальный расчёт дистанций и времени прохождения я делал как раз Мишелином (с перекрёстной проверкой на Гугле и ТомТоме и выбором из них самого пессимистичного варианта). Сходу обнаружилось, что «Fastest Route» в Мишелине бывает сильно медленнее «Shortest», а «Shortest» в свою очередь длиннее «Fastest», и прочие странности. Но нам пессимизм Michelin оказался на руку, выигрыш по времени всё равно съедался с булочкой и кофейком на заправках, на остановках «давайте сделаем паузу, пописать-пофотографировать» и на манёврах вида «чёрт, у меня на навигаторе здесь нет никакой кольцевой развязки, давайте поедем налево, там хороший вид!»[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Интернет, как зеркало русской навигации.[/FONT][FONT="] Мы обзавелись международными эстонскими SIM-карточками GoodLine. По Европе тариф GPRS — $1/1Mb. А по Белоруссии и Хорватии — $25-27/1Mb, охре… В среднем у меня уходило $7-12 в день на «пошариться по вики, почитать про достопримечательности». А вот Гуглокарты в день могли ненапряжённо съесть и 3, и 5, и 10 мегабайт трафика. Поэтому для пешей навигации по Риму и другим провинциальным городам я пользовался Nokia Maps, или разок запускал ГуглМапс, прокладывал маршрут, и уходил в оффлайн не выключая карт. По счастью, мои POI гугл кешировал и необходимости доступа к Интернету при их просмотре почти не было.[/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="]Парковки.[/FONT][FONT="] Перед поездкой я по e-mail терзал отельный персонал на тему парковки, а они дивились моему волнению. Но на многие точки мы прибывали к полуночи, и последнее что нам хотелось, это ещё и искать место где поставить машину. Однако привыкшим к московскому хоррору водителям в европах будет в чём-то полегче. Гаражей и парковок там тьмы и тьмы. Разумеется, платных. Ближе к центру, дороже. Дальше от центра, дешевле. По странам и городам:[/FONT] [FONT="]Венеция.[/FONT][FONT="] Есть два гаража многоэтажных гаражных комплекса — на острове Трончетто (€23 в сутки) и на Площади Рима (€25 в сутки). Имхо экономия двух евро не стоит пятнадцатиминутного пешего пути по унылым задворкам. Правда от Трончетто тоже ходят водные трамваи в центр, так что выбор не столь принципиален. Мы выбрали второй вариант — первый отель был в 700 метрах от этого гаража, а во-второй раз двинули туда просто по привычке. Оплата постфактум — при въезде получаете билетик, при выходе в кассе его оплачиваете и у вас есть пара десятков минут, чтобы покинуть судно.[/FONT] [FONT="]Рим.[/FONT][FONT="] Куча гаражей, но мы парковались прямо на улице. Взять билетик в ближайшем паркомате (насовать туда монеток пропорционально количеству часов), положить под стекло, счастливой птицей полететь к метро. Цена вопроса — евро с чем-то в час, с 8 до 23 (остальное время бесплатно, так что нужно взять талон только на это время). На билете проставляется, до какого времени он действует.[/FONT] [FONT="]Вена. [/FONT][FONT="]О, Вена и парковки… В отеле на ресепшн вам за €4.60 в сутки выдадут два документа для подкладывания под стекло — это право на парковку в городе (по будням — выходные бесплатно). Но не обольщайтесь — право не означает возможность. Почти везде висят знаки «парковка запрещена», «остановка запрещена», и все с хитровывернутыми модификаторами. Здесь можно с 13 до 17 часов по будням. А здесь с часа ночи до 6 утра по средам и пятницам. А здесь можно только машинам какой-то непонятной организации. Всё по немецки. Знаки часто образуют зоны (начало: «Anfang», конец: «Ende»). Причём внутри зоны может быть ещё подзона, на две-три машины, с особыми условиями. Я понимаю, что всё это описано и в наших правилах, но досель я не сталкивался с такой тщательной педантичной паранойяльно-скурпулёзной реализацией оных. Результатом того, что мы не обратили внимание на какой-то вспомогательный знак, был звонок в 6 утра в номер — парнишка с ресепшн встревоженно оповестил нас, что ему позвонили откуда-то из госорганов и сказали, что у нашей машины есть 10 минут чтобы переместиться с запрещённого места. Иначе её эвакуируют. Продирая глаза мы понеслись перепарковываться. Ибо штраф в несколько сотен евро и путешествие на окраину на штрафстоянку совсем не входили в наши планы. В итоге в последний день мы, чтобы не мучаться, сунули машину в ближайший гараж за €3/час (хех, охраняемая парковка за 120 рублей в час в самом центре города. Привет, Собянин!).[/FONT] [FONT="]Чехия.[/FONT][FONT="] Паркомат кушает монетки и выдаёт билетик пропорционально съеденному. Талон нужно положить под стекло.[/FONT] [FONT="]Польша. [/FONT][FONT="]Не знаю, мы или парковались бесплатно, или бесплатно, или бесплатно перед отелем.[/FONT] [FONT="]Хорватия. [/FONT][FONT="]В Дубровнике в табачных киосках продавались парковочные билетики по 10 кун за час. Их нужно заполнить и положить под стекло. В заполнении очень помогут друзья из числа местных прохожих и служащих, которыми вы тут же обзаведётесь. В других городах мы находили бесплатные места, но подозреваю, методы оплаты те же.[/FONT]
[FONT="]Общественный транспорт.[/FONT][FONT="] Я вам не скажу за всю Ивропу. Скажу только за Вену, Венецию и Рим.[/FONT] [FONT="]• Вена средне богата общественным транспортом — есть метро, трамваи и автобусы. Поэтому можно взять проездной на сутки за €5.7 (действует 24 часа с момента пробития в коробоче перед входом в метро или в автобусе). Есть продвинутые варианты с попутной скидкой в музеях, есть даже Венская Карта — тоже со скидками. Но когда я попросил парня на ресепшн посчитать, какая у меня будет экономия, получилось в районе 10%. Понятно, что эта карта выгодна только при оптовом посещении достопримечательностей, от десятка. Реально, большая часть интересного в Вене находится в пределах часа пешего хода — если вы, как мы, живёте в центре. Карту POI (как для Барселоны) выложу. Гуглокарты общественный транспорт не умеют, пешеходов умеют. В Вене можно арендовать велосипеды. В отличие от наших морально ущербных столичных метроуправленцев, австрияки пускают в метро с великами:[/FONT] [FONT="]Впрочем, не только австрияки. И ничего, колготки у гламурных дам не рвутся, никто не пачкается. Но будет о грустном, вернёмся к городам.[/FONT] [FONT="]• Венеция. Есть девять способов перемещаться по Венеции. Первый — в Тардисе, как в Doctor Who. Второй — под водой в акваланге. Третий — по воздуху на воздушном шаре (как в фильме про Казанову). Четвёртый — по крышам (Казанова и «Турист»). Пятый — пешком, шестой — на водных трамваях по имени «вапоретто» (€5.3 за час плаванья, можно взять билет на 12 часов, на 18, 23 и т. п., а есть «Венецианская Карта» с правом проезда в течение 3..7 дней и скидками). Седьмой способ — паромы «трагетто», перевозящие пару десятков стоящих пасажиров с одного берега канала на другой (кажись за €1). Восьмой — такси (дорого). Девятый — гондолы (~€90 с шестерых за минут сорок не очень интересного плаванья). Я голосую за вапоретто и пеший ход. Гуглокарты умеют считать пешеходов, что для хитроизвилистых улочек Венеции очень полезно. Общественный транспорт вроде умеют, но не считают.[/FONT] [FONT="]• Рим. В пределах центра можно и нужно бродить пешком. Метро есть, но имхо как-то нелепо проложенное. Много неохваченых территорий. Гуглокарты ОТ умеют, но почему-то игнорируют метро (€4 на день) и ведут какими-то дикими окольными путями. Такси мирное, разумное по ценам, всё по счётчику (шесть километров встанет где-то в €13). У таксистов есть стоянки, но как показывает опыт, они останавливаются и на поднятую руку, аналогично Стамбулу.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Дороги.[/FONT][FONT="] Вся Европа очень прилична в этом плане. За отдельными значимыми исключениями, о которых ниже. Европейцы зело любят кольцевые развязки (преимущество у тех, кто на кольце), платные автострады без населённых пунктов (130-140 км/ч), длиннющие разгонно-тормозные полосы (те, кто ездят по Третьему Транспортному в Москве, уже наверное и забыли, что это такое), 50 км/ч в городах. Любят они и радары, о которых заботливо и загодя предупреждают. Много радаров, которые стреляют в попу. Если идут дорожные работы, знаки об этом появляются весьма загодя, чтобы водитель успел перестроиться. [/FONT] [FONT="]Нам контраст был особено заметен, после того как мы, возвращаясь, чуть не въехали в ремонтную машину на Трёшке. В общем и в целом, дорогоуправителей там больше интересует результат, чем пиар и распил.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]• Россия.[/FONT][FONT="] Много о России и Белоруссии писать не буду, и так кто ездит, знает. Трасса до Бреста весьма неплохая, хотя в области обильно кормятся гаишники. На неосвещённых участках ночью они не замечены, поэтому наблюдается такой парадокс — чем темнее и, следовательно, опаснее дорога, тем быстрее едут машины [/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="]• Белоруссия.[/FONT][FONT="] Трасса через Минск на Брест тоже хорошая. Хотя Миша, который в армейские годы изъездил там всё, говорит, что раньше (при СССР) она была лучше. Её построили к Олимпиаде-80, и наверное строили не наши. В 90-е она развалилась, позже Батька её подлатал и теперь она вполне цивильная. Много мультивалютных едален, заправок (меньше рядом с границей с Россией), стоянок. А вот бензин уже такой же дорогой, как в России (у нас было 27.26 за литр 95-го, притом на российских NoName цена была от 26.8). Не знаю, может если отъехать от трассы, будет дешевле.[/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="]• Польша.[/FONT][FONT="] Странный микс хайвеев, шервудских лесов, сельских дорог, бедности и чистоты. Есть пара автострад, где ограничение скорости 140 км/ч, от Варшавы и от Кракова. Но большая часть Польши — непонятные дороги (90 км/ч), идущие через населённые пункты (официально 50 км/ч днём, 60 км/ч ночью). Качество асфальта разное. [/FONT] [FONT="]Но мы, русские (белоруссы, украинцы и другие дети «семьи народов») к этому привычные и на нашу скорость это сильно не влияет Тем более, что в массе своей, дороги там всё-таки съедобные. Кстати, обратите внимание на отсутствие обочины. Такое в западных краях — норма. Если хочешь встать, ищи стоянку. Впрочем, мы наблюдали поляка, который ничтоже сумняшеся прямо по траве заехал в лес и там устроил привал. Ещё одна особенность: местное сельское население любит по этим дорогам гулять, как по пешеходной и велосипедной зоне. Особенно в выходные. Спасает только то, что местного населения в этой стране относительно мало.[/FONT] [FONT="][/FONT] [FONT="] [/FONT]
[FONT="]• Чехия. Приличные автострады. И хорошие обычные дороги. Я это отметил ещё в прошлый раз, когда мы сняли машинку и делали радиалки от Праги.[/FONT] [FONT="]• Австрия. Неплохие автострады. Как ни странно, несколько хуже, чем в Чехии и в Италии, особенно туннели. Как проезжаешь австрийско-итальянскую границу, очень хорошо видно — разметка на итальянской стороне сияет, туннели красивые и цветастые, асфальт тише.[/FONT] [FONT="]• Италия. Очень хорошие и быстрые автострады. Много длинных прямых участков, где можно разогнаться.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]• Неаполь. Вынес его в отдельный топик, потому что это здец.[/FONT] [FONT="]Такое впечатление, что ты выехал из Италии и вообще Евросоюза, и въехал в Суверенный Задрищенск, где маленькое, но бесзвезды гордое правительство бережно хранит свою целкость за народный счёт, и на это уходят все деньги государства. О манере вождения напишу ниже, она вполне соответствует.[/FONT] [FONT="]• Хорватия. Есть как хорошие хайвеи (многие сейчас как раз строятся на горе навигационному софту), так и горные серпантины — тоже вполне приличные.[/FONT] [FONT="] [/FONT]
[FONT="]Платные дороги. [/FONT][FONT="]Явление, частое в Европе (кроме Польши — там всего пара автострад с оплатой). Варианты оплаты: виньетка на неделю/10 дней/месяц (Чехия, Австрия, Словения) — покупается на ближайшей заправке за десяток-другой евро и клеится на лобовое стекло изнутри; предоплата на терминале перед шлагбаумом (Белоруссия, 21 р четыре раза за трассу); постоплата на выезде с платного участка (Италия, Хорватия, Польша) — при въезде выдаётся билетик, при выходе засовываете билетик в автомат, а он считает и просит деньги. Налом, до полутора десятков евро. Если захотите оплатить кредиткой — следите, чтобы встать в ряд, где берут кредитки. Затраты на дороги в странах с виньетками по факту получаются меньше. Круче всего было в Словении, где чтобы пересечь за 15 минут страну и попасть в Италию, нам пришлось купить недельную виньетку за €15.[/FONT] [FONT="]В Италии и Хорватии с нас не брали денег за ремонтируемые участки.[/FONT] [FONT="]Манера езды.[/FONT][FONT="] В Европе ездят спокойно, не членомерятся, даже в Риме. Контраст всё виднее, по мере того как от белорусской границы приближаешься к «сердцу Родины» — начинают хамить, подрезать, шнуровать. После западных дорог приходится привыкать. Неаполь же и тут выделился. Движение там, как в Риме 15 лет назад. Броуновское. Через 10 минут после въезда в город на одном из перекрёстков к нам в зад въехала скорая. Водитель выскочил и экспрессивно стал доказывать, что всё в порядке. Окружающие высыпали из машин и бодро включились в обсуждение. Мне кажется, за эти секунды они даже успели образовать несколько враждующих друг с дружкой партий. По счастью, царапина была пустяковая, и мы поехали дальше. Отличие от наших водителей однако имеется — в Неаполе они просто такие расторможенные. Без злобы. Но планируя туда путь на машине, запаситесь чугунными сковородками. Чтобы обвязать свой кар со всех сторон.[/FONT] [FONT="]Скоростной режим.[/FONT][FONT="] На автострадах гоняют и под двести, причём как местные, так и приезжие. Благо, о радарах загодя предупреждает навигатор и щиты на дороге. Гоняют впрочем там, где для этого есть возможность, на прямых участках с хорошей видимостью. Только в Хорватии за нами всё взрёвывал какой-то порш, его водителю и хотелось порезвиться, и было сцыкотно. В итоге он решился и обогнал на узенькой дорожке, понёсся вперёд. Но это единичные случаи. И даже этот порш дождался разрыва в разметке, через сплошную обгонять не стал.[/FONT]
[FONT="]Паром.[/FONT][FONT="] Судя по очередям и забитости трюма, бронировать место для машины на пароме стоит загодя. Цена вопроса для Адриатики в районе ста евро за небольшую легковушку, плюс места в каюте — в высокий сезон с носа могут содрать ещё евро по сто за место в трёшке. Можно и сидячие места, но не хочется. Приезжать рекомендуют за три часа, но имхо можно и за час, ничего страшного не произойдёт. По приезде вас распределяют в правильную очередь, и вы идёте к стойке компании, где бронировали билет — обменять бронь на посадочные талоны (на машину и на каждого пассажира). Потребуются документы на вас и на машину, гринкарта.[/FONT] [FONT="]Граница России с Белоруссией.[/FONT][FONT="] Проезжайте.[/FONT] [FONT="]Граница Польши с Белоруссией.[/FONT][FONT="] Мы ехали через Домачево, и не прогадали. В Польшу прошли за сорок минут, а обратно вообще шоколадно — за 18 минут от столба до столба. Могли бы и быстрее, но изнывающие от скуки поляки развлеклись, сверяя WIN и распрашивая про особенности машины. Добродушно, без негатива. Я в свою очередь выяснил у молодого польского погранца, как здесь с очередями. Ответ был ожидаемым: очередей нет, только в уикенды. Утром в субботу, вечером в воскресенье. Вы только никому не рассказывайте, а то все ломанутся и лафа кончится. Мы как раз и планировали проехать вечером в субботу и утром в воскресенье, чтобы попасть в противофазу.[/FONT] [FONT="]Граница Европы с Хорватией.[/FONT][FONT="] На пароме при посадке в Италии вообще ничего не проверяли и сказали, что всё это по прибытии. В Дубровниках, в Хорватии вяло глянули и поставили штампик в паспорт. На выходе из Хорватии махнули рукой — мол, проезжайте. Мы: «а штампик?» — «окей, тогда давайте паспорта». Никогда раньше не думал, что штамп на границе — дело добровольное.[/FONT] [FONT="]Граница Хорватии с Боснией и Герцеговиной.[/FONT][FONT="] Не выходя из машины: беглый взгляд, штампик, «следующий». Кстати, не все навигаторы в курсе, что можно проехать из Дубровника напрямую в континентальную часть, без парома. Но вы знайте — не просто можно, а рекомендуется. Потому что бензин в Боснии и Герцеговине дешевле, и путь много быстрее.[/FONT] [FONT="]Границы в Европе.[/FONT][FONT="] Отсутствуют. Есть формальные знаки, есть пустующие будочки, перед границей может быть стоянка с магазинчиком, купить поесть и виньетку для платных дорог. И всё.[/FONT]
[FONT="]Алкоголь.[/FONT][FONT="] Мы за рулём не пили. В принципе, в этих странах промилле ненулевые, где-то доходит до 0.5. И нас ни разу не остановили для проверки, хотя предупреждающие плакатики были. Но природу не обманешь, алкоголь всё равно притупляет реакцию. А на длинном маршруте, когда скорости большие и все устали, любая капля может стать последней.[/FONT] [FONT="]Затраты можно условно разделить на материальные и нематериальные. В свою очередь, оные можно детализировать, как[/FONT] [FONT="]Материальные : потребляемые продукты и одежда, лекарства, топливо, сувениры, билеты на транспорт, билеты в музеи, проживание. [/FONT] [FONT="]Нематериальные: время, нервы, здоровье.[/FONT] [FONT="]Главные правила:[/FONT][FONT="] планируйте заранее, планируйте с запасом по времени, обеспечивайте запасные варианты, сделайте информацию о всех важных вещах доступной в любых обстоятельствах для всех участников.[/FONT] [FONT="]В любой точке путешествия[/FONT][FONT="] вы должны знать, где и почём вы можете переночевать, покушать; что и за какие деньги посмотреть; как выбраться в следующую точку. И у вас должны быть на это ресурсы, в первую очередь финансовые.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Проживание.[/FONT][FONT="] Если вам комната нужна только для ночёвки, то нет смысла платить за дорогой отель с его дополнительными сервисами, хостел вполне сгодится. К тому же многие пансионы и апартаменты сейчас регистрируются на сайтах-каталогах хостелов (hostelbookers.com ими полон). И если искать и бронировать загодя (месяца за два-три), то можно найти очень выгодные варианты очень в центре. С душем и туалетом в номере.[/FONT] [FONT="]Билеты на транспорт и билеты в музеи.[/FONT][FONT="] Во многих городах продаются «%%НАЗВАНИЕ_ГОРОДА%% Card» — за пару десятков евро вы получаете бесплатный проезд на N дней и иногда хорошие скидки на посещение большинства музеев. Также есть локальные предложения, вроде барселонского мегабилета на Монтсеррат (горы неподалёку), включающего в себя как проезд на метро и электричке, так и билеты на фуникулёр, и даже обед. Обо всём этом можно и нужно загодя узнавать через Интернет, и на месте в Туристической Информации (гуглокарты, искать «%%название_города%% tourist information», или спросить в отеле).[/FONT] [FONT="]Если вы много ездите на общественном транспорте, нелишним будет проездной на день-два. Это очевидно, но многие забывают о такой возможности. Также во многих городах можно арендовать скутеры и велосипеды. Например, Барселону лучше смотреть как раз на скутере — парковка для него лёгкая, пробки не страшны, не надо ждать автобуса. А Вена, немецкие и скандинавские города хороши для велосипедов. Велосипед можно арендовать и в Пекине, за мнимую сумму. А велодорожки там замечательные.[/FONT] [FONT="]Также вспомните о льготах. Список льготных категорий там широк, и в спорном случае билитёр часто не рядится, а просто предоставляет льготный билет. Международная студенческая карточка, журналистское удостоверение, дети до скольких-то и взрослые после скольких-то лет — вариантов много.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Лекарства и здоровье.[/FONT][FONT="] Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным, но больным. Во-первых, в случае чего вы можете получить кое-что по страховке. Что именно, зависит от страхового плана. Скажем, один знакомый, сломав палец на ноге, катаясь на горных лыжах, получил от AIG пару сотен баксов. Ключевые лекарства лучше взять с собой — аспирин, энтегнин, каждый лучше знает о своих «слабых местах». Не то, что там лекарства сильно дороже. Просто неприятность может случиться посреди пути, в выходной — когда поблизости нет ни одной открытой аптеки. Вы тянете до следующего рабочего дня, а за это время простуда цветёт и крепнет. И то, что можно было бы решить за вечер одной таблеткой, превращается в несколько дней грусти. Поэтому реагировать нужно сразу, не надеяться на авось.[/FONT] [FONT="]Еда.[/FONT][FONT="] Можно сытно поесть за €3 на человека. Пицца, шаурма. Можно сытно поесть за €100 на человека. Рестораны, дорогие кафе. Если сочетать эти варианты в разумных пропорциях, в день на человека на еду в Европе будет уходить €10-30. Как-то на Монмартре мы познакомились с нашим музыкантом-домбристом, который там зарабатывал по модели donationware. Он устроил себе и нам обеденный перерыв, повёл нас в глубинку и показал, как питаться в Париже на 15 франков в день (~$3), не утруждая себя готовкой — шаурма в громадном багете, кола и прочие «полезные» продукты. Так что если есть желание сэкономить на еде, это вполне возможно. Только запаситесь фесталом, не всякий желудок будет толерантен к подобным стрессам.[/FONT] [FONT="]Очевидное добавление: чем в большем числе путеводителей указана кафешка и чем ближе она к туристическим тропам, тем хуже в ней будет еда и тем выше будут цены. Первое — не аксиома, второе — аксиома. Пример — «Новоместский Пивовар» в Праге. По нашим меркам кормят нормально, но по пражским есть много мест и лучше, и дешевле.[/FONT] [FONT="]Есть исключения — туристические места, которые, хоть и раскрученные, но хоть раз посетить стоит. В Праге это на мой взгляд, «У Флеку» и «У Медведки» (уникальное пиво в 33 оборота, и «пивное бренди» аж в 40 обов!). В Париже — «Жюль Верн» на Эйфелевой башне (попса и хотдоги, если не лезть в ресторан, но это классно — почавкать с видом на Париж).[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Топливо.[/FONT][FONT="] Перед поездкой погуглите «europe gas prices» и составьте таблицу, где дешевле. После чего планируйте максимум заправок именно в этих странах. Очевидно, что в среднем заправка будет каждые 400 км, так что планировать легко.[/FONT] [FONT="]В некоторых странах есть роботизированные заправки («женщину вынули, автомат засунули» © Кин-дза-дза). Цены там на десяток евроцентиков меньше, персонала нет и вы сами выбираете меру воздействия на своевольный механизм.[/FONT] [FONT="]Кстати, есть и безлюдные мойки. Бросаешь монетки и вода льётся сколько-то секунд, а ты трёшь-трёшь-трёшь щёткой. Вода и мыло перестают течь, и ты остаёшься без монеток и с почти такой же грязной машиной.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Нервы и время.[/FONT][FONT="] И снова возвращаюсь к тому, с чего начал: предварительная подготовка экономит и нервы, и время. Если вы точно знаете, где что смотреть и где жить, вы можете проявлять креатив — у вас есть база, к которой вы всегда при желании вернётесь. Но если этого нет, вы в «зоне риска». Может повезти, а может и не повезти. Ведь по-настоящему везёт тому, кто везёт себя сам.[/FONT] [FONT="]Вещи, которые полезно иметь перед поездкой: координаты и телефоны отелей; интересные места (с указанием, как добраться, времени работы и ценами на билеты); ближайшие парковки; офисы туристической информации; ориентировочный постатейный бюджет на топливо, проживание, еду и достопримечательности; международная или локальная сим-карта с адекватным по стоимости GPRS (<=$1 за мегабайт); координаты зон wifi-free (если их мало); текущие сводки о безопасности и преступности в посещаемых городах; ксерокопии загранпаспартов; резервную кредитку, с помощью которой при острой необходимости вы сможете оплатить лечение и трансфер домой; информацию о дорожной обстановке (пробки в этот период времени, ремонт, таможня и пр.); прогноз погоды.[/FONT] [FONT="]Всё это в бумажном и электронном виде — удобнее пользоваться картами в телефоне, но резерв не помешает.[/FONT] [FONT="]Очень важно: при планировании маршрута никогда не делайте график «встык», без зазоров и буфера. Всегда есть место случаю. Добавляйте процентов двадцать времени на непредвиденые время- и деньгозатраты. Если их вдруг не будет, что ж — у вас появятся дополнительные ресурсы.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Вся эта подготовка может показаться скучной и сложной. Мне говорили: «Я и так ездил, безо всякого планирования — просто приезжал в город и селился в ближайшем отеле». Однако есть правило путешественника: «Или время, или деньги». Вы можете объехать весь мир за 20 долларов. Если готовы потратить на это много времени. И вы можете облететь весь мир за несколько дней — потратив уже несколько тысяч долларов на кругосветный авиабилет. Нельзя сказать, что из этого лучше, всё зависит от ваших целей и финансовых возможностей. Мудрый выбирает срединный путь. Следует также добавить, что некоторые упущения в планировании не закрыть никакими разумными деньгами. Например, билетов на пором или в центральные отели в сезон может уже не быть. Планирование не обязывает, оно даёт возможности и позволяет расслабиться.[/FONT] [FONT="]Москва (Россия) • Минск (Беларусь) • Брест • Радом (Польша) • Краков • Острава (Чехия) • [/FONT][FONT="]Брно • Вена (Австрия) • Венеция (Италия) • Модена • Флоренция • Сиена • Рим • Неаполь • Помпеи • Бари • Дубровник (Хорватия) • Неум (Босния и Герцеговина) • Сплит (Хорватия) • Задар • Плитвицкие озёра • Ровинь • Бале • Пула • Пазин • Венеция (Италия) • Вена (Австрия) • Брно (Чехия) • Острава • Радом (Польша) • Брест (Беларусь) • Минск • Москва (Россия).[/FONT] [FONT="]* Курсив — транзитные точки, в которых мы или просто ночевали, или останавливались очень ненадолго, или проезжали мимо.[/FONT][FONT="][/FONT]
[FONT="]Статистика маршрута[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]Общая дистанция[/FONT] [FONT="]7570 км[/FONT] [FONT="]…по Европе[/FONT] [FONT="]5366 км[/FONT] [FONT="]…по России и Беларуси[/FONT] [FONT="]2204 км[/FONT] [FONT="]Бензин, всего[/FONT] [FONT="]753 л, €923[/FONT] [FONT="]…в Европе[/FONT] [FONT="]502 л, €754[/FONT] [FONT="]…в России и Беларуси[/FONT] [FONT="]252 л, €168[/FONT] [FONT="]Платные дороги[/FONT] [FONT="]€173[/FONT] [FONT="]Средний расход бензина по Европе *[/FONT] [FONT="]9.35 л/100 км[/FONT] [FONT="]Средний расход бензина по России и Беларуси[/FONT] [FONT="]11.42 л/100 км[/FONT] [FONT="]Средняя стоимость бензина, Европа *[/FONT] [FONT="]€1.53 / литр (63.85 р)[/FONT] [FONT="]Средняя стоимость бензина, Россия и Беларусь *[/FONT] [FONT="]€0.67 / литр (27.97 р)[/FONT] [FONT="]Средняя стоимость 100 км, Европа *[/FONT] [FONT="]€17.19 (718 р)[/FONT] [FONT="]Средняя стоимость 100 км, Р&Б[/FONT] [FONT="]€7.82 (327 р)[/FONT] [FONT="]Часов за рулём[/FONT] [FONT="]104 (по БК)[/FONT] [FONT="]Еда[/FONT] [FONT="]скромно умолчу[/FONT] [FONT="]Алкоголь[/FONT] [FONT="]ещё более скромно умолчу[/FONT] [FONT="]Проживание[/FONT] [FONT="]€24 в сутки на человека[/FONT] [FONT="]Музеи и достопримечательности[/FONT] [FONT="]всего €110 на человека[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Средняя скорость, по странам[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]страна[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]средняя скорость, км/ч[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]Австрия[/FONT] [FONT="]93.5[/FONT] [FONT="]Беларусь[/FONT] [FONT="]106.5[/FONT] [FONT="]Италия[/FONT] [FONT="]114[/FONT] [FONT="]Польша[/FONT] [FONT="]84.5[/FONT] [FONT="]Россия[/FONT] [FONT="]99.5[/FONT] [FONT="]Хорватия[/FONT] [FONT="]84.5[/FONT] [FONT="]Это средняя скорость по автострадам и дорогам между крупными населёнными пунктами. Понятно, что в городе можно плутать со скоростью пешехода, особенно в пробке.[/FONT] [FONT="] [/FONT] [FONT="]Бензин[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]страна[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]средняя стоимость литра бензина[/FONT][FONT="][/FONT] [FONT="]Австрия[/FONT] [FONT="]€1.51 — 63.12 р[/FONT] [FONT="]Беларусь[/FONT] [FONT="]€0.65 — 27.03 р[/FONT] [FONT="]Босния и Герцеговина[/FONT] [FONT="]€1.20 — 50.24 р[/FONT] [FONT="]Италия[/FONT] [FONT="]€1.62 — 67.55 р[/FONT] [FONT="]Польша[/FONT] [FONT="]€1.29 — 54.04 р[/FONT] [FONT="]Россия[/FONT] [FONT="]€0.69 — 28.96 р[/FONT] [FONT="]Хорватия[/FONT] [FONT="]€1.35 — 56.31 р[/FONT] Чудесные впечатления от стран, людей, еды, питья и моря. Камера в ремонте (опять). Стопиццот фотографий, сколько именно, я пока не знаю — каталог обновляется уже пятый час. Вердикт про Европу: в целом безопасна. Ехать этим путём можно.
Спасибо за отчет. Правда, необычное изложение, но очень информативное. По дорогам в Австрии по сравнению с Чехией и Италией с Вашим мнением позволю не согласится, тем болеее что до Вас (в июле - августе этого года) ехал по тому же маршруту, что и Ваш вплоть до точки "G" (Неаполь) + за предыдущие четыре года объездил пол Австрии (Альпы и не только), Север Италии, Юг Чехии. Так вот, у меня как раз, сложилось противоположное впечатление. Дороги и туннели в Австрии получше будут, в Италии уже похужее, а в Чехии еще немного похужее. Суждение основано по совокупности дорог разного уровня: от автобанов до проселочных и даже до типа "аля-по-русски через деревню" (бездорожье одним словом). Чес-слово, обидна даже стало за Австрию как-то.... хочется заступиться. по Неаполю полностью согласен - броуновское движение!