Осваиваем навыки экстремального вождения вместе с Audi и легендой ралли Евгением Васиным Можно ли, обладая лишь навыками обычного городского вождения, всего за 14 часов научиться управлять автомобилем в экстремальных ситуациях? Пару недель назад я бы в такое не поверила, но сегодня без колебаний говорю «да». Что изменилось? Я прошла зимнюю школу вождения Audi Winter Experience. В моей жизни было всего два «почти управляемых» заноса, и один из них случился как раз на заснеженном покрытии. Хотя никто не пострадал и мне удалось справиться с машиной, это было скорее счастливое стечение обстоятельств, нежели результат четко отработанных действий. Поэтому в школу Евгения Васина я ехала не только с предвкушением, но и с небольшим (ладно, с довольно большим) страхом, что у меня получится разве что змейку проехать, и то не факт — в отличие от большинства участников, у меня кроме тех двух сомнительных раз и опыта-то никакого не было в экстремальном вождении, а теоретические знания о том, что делать при заносе, датируются обучением в автошколе, что было много лет назад. Все страхи пропали, когда мы выехали на лед. Во-первых выяснилось, что не все приехавшие в школу Audi — профессиональные дрифтеры, а во-вторых, не таким сложным оказалось и само управление автомобилем. Конечно, оно требует полной концентрации, быстрой и четкой работы рук и ног, строгого выполнения алгоритма и общего понимания того, как работает инерция автомобиля и как ее использовать во благо, а не во вред. До обучения я даже в самых смелых фантазиях не могла представить, что у меня вообще получится пустить машину в занос, который не закончится моментальным вылетом с трассы. Но под руководством инструкторов и Евгения Васина у тебя, кажется, просто не может не получиться. Команда Vasin Driving School — люди с невероятно крепкими нервами. И это касается не только обучения: всю трассу они готовили практически голыми руками. Перед открытием зимней школы в Тюмени ударили морозы около -38 градусов, и вся электроника попросту перестала работать (но — спойлер! — не e-tron, ему холода оказались ни по чем). На примере упражнения «восьмерка» объясню: инструкторы пешком доходили до нужной точки, отмечали середину, отходили на определенное расстояние с веревкой в руке и как циркулем чертили круг, огораживая его конусами. И так с каждым упражнением. Всего на создание трасс ушло около полутора недель непрерывной работы. Учебные трассы проложили на льду Андреевского озера недалеко от Тюмени Почти все два дня мы провели за рулем 249-сильных A5 Sportback, во второй день у нас была возможность покататься еще на Q7 и даже на электрокроссоверах e-tron. Стоит ли говорить, насколько по-разному ведут себя все три автомобиля разной массы, а в случае с последним еще и с иным, не таким привычным распределением веса. Обучение начиналось с 9 утра. В первый день нас ждал небольшой теоретический блок — Васин рассказал, куда смотреть, как распознать все элементы поворота, где нужно сбросить газ, где напротив добавить, как распределяется инерция и что нужно делать, чтобы не улететь в сугроб. После это мы отправились по машинам — сначала шеф-инструктор медленно провозил нас по упражнению и рассказывал, что, куда и как, а затем начиналась отработка. И, если честно, я не думала, что обычная змейка, которая в автошколе казалась задачкой уровня детского сада, окажется настолько сложной. Евгений Васин — шеф-инструктор школы Vasin Driving School. Заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка Европы по ралли, серебряный призер ралли «Монте Карло» Пока ученики выполняют упражнения, инструкторы наблюдают за их действиями на трассе и дают подсказки по рации Перед выездом на площадку с начальными упражнениями казалось, что не так все сложно — скорость невысока, времени на маневр достаточно, в теории ты прекрасно понимаешь, что и как нужно делать. Но малейшая ошибка — и вот ты уже сбиваешь конус за конусом, потому что ушел с нужной траектории. А ошибкой может стать что угодно: слишком поздно повернул руль или наоборот слишком рано, или много газа, или мало газа, или вообще не надо было нажимать на газ. Примерно к середине первого дня ты начинаешь «срастаться» с машиной и буквально чувствовать ее, понимать, когда она цепляется за лед и можно добавить газ, а когда надо ей пусть и на медленной скорости, но дать времени ухватиться за покрытие. Собственно, когда это происходит, упражнения становятся как будто и не такими сложными, у тебя начинает гораздо лучше получаться — и только ты представляешь, как становишься новым Кеном Блоком и начинаешь придумывать название для своего ютуб-канала, тебе сообщают по рации, что хватит «плескаться в лягушатнике» и пора выезжать на настоящие трассы. И вот там начинается самое интересное. В этом году нам повезло — многие трассы сделали масштабнее, чем в прошлом, а заодно вернули в программу несколько упражнений, которых не было уже несколько лет. Если честно, когда у меня первый раз получилось пройти «восьмерку» почти без ошибок, а инструктор несколько раз за круг по рации сказал, что я молодец, ощущение было как будто мне при полном зале только что вручили Нобелевскую премию. Особенно хочется отметить, насколько круто отработала все два дня «умная» система полного привода quattro ultra. Ее критиковали многие «староверы», которые все еще считают честным только тот полный привод, у которого момент распределяется в пропорции 50:50. Ну или хотя бы классический quattro с механическим самоблокирующимся дифференциалом Torsen. Но точно не муфты с электронным управлением! Скептики не жалуют электронику, а муфтам они прочили постоянные перегревы. Однако конструкция quattro ultra, которая используется на многих моделях Audi уже пять лет, действительно очень умная. Работает она довольно быстро: каждые 10 миллисекунд сверяется с датчиками, а на реагирование уходит 200 миллисекунд. Но это не всё: параметры, которые учитывает электроника, лежат далеко за пределами кинематики — команда на подключение задней оси дается не только при пробуксовке передних колес, но и при активной езде или, например, при низкой забортной температуре. Или по сотне других причин. Главное — тяга всегда распределяется оптимальным образом. Как правило, незаметно для водителя. Понятное дело, у нас задняя ось не отключалась в принципе — лед и сильный минус система считает потенциально опасной ситуацией (и правильно делает). Но даже в рамках одного упражнения можно было заметить, что со второго круга машина становилась чуть послушнее и начинала как будто помогать тебе проходить участок — она буквально проживала вместе с водителем тренировочный круг и запоминала каждый поворот, каждое торможение, ускорение и поворот руля. И несмотря на то, что в день мы проезжали в заносе примерно по 150 километров что, мягко говоря, стрессово для любого автомобиля, ни одна система ни разу не перегрелась. Что в итоге? Конечно, за два дня никто не сделает из вас мастера спорта, который возьмет «золото» на ближайшем этапе RDS. Это утопия, и если вам такое хоть где-то пообещают — бегите подальше от таких «педагогов». Зато двух дней оказалось достаточно для того, чтобы почувствовать и понять, как работает автомобиль на зимнем покрытии, что с ним происходит в заносе, что нужно делать водителю, чтобы стабилизировать машину. За 14 часов эти действия врезаются в мозг настолько, что под конец второго дня ты начинаешь выполнять их на автомате — головой ты еще не успел проанализировать ситуацию, а руки и ноги уже рефлекторно выполняют правильные движения. И речь не о том, что по возвращении из Тюмени ученикам будет проще крутить «пончики» перед торговыми центрами (так делать в принципе не стоит). Все это обучение только про абсолютное понимание автомобиля и про возможность в безопасной среде понять, что может пойти не так на зимней трассе и как себя правильно вести. Стоит ли оно того? Однозначно да, не даром места на курс с длинным названием Audi quattro Winter Experience разлетаются в первые же часы продаж. Стоит такой курс порядка 90 тысяч рублей вместе с проживанием в отеле, трансфером и питаением. В каждой группе — не более 20 человек. Помимо бесценных знаний, в конце обучения каждого участника ждет поездка «штурманом» с Евгением Васиным за рулем. В этом году она была особенная: на озеро спустился густой туман. И хотя скорость была небольшая — «всего» 80–100 километров в час — мчать буквально в никуда на RS7 в кромешной темноте, да еще и в густом тумане было просто непередаваемо круто, страшно, и снова круто. Мы были в самом первом экипаже, и Васин честно признался, что никакого третьего глаза у него нет — видел он ровно столько же, сколько и мы (то есть примерно ничего). Но каким-то образом мы чисто промчали всю трассу. И если то, что прививают ученикам, стоит назвать мастерством, то езда, которую показывает шеф-инструктор, — уже скорее искусство. Motor.ru