Сбербанк и ГАЗ объединили силы для покупки немецкого автоконцернаПравительство Германии уже сегодня может объявить первые итоги рассмотрения заявок на покупку Opel. Пока лучшие шансы, по общему мнению, имеет консорциум в составе канадского производителя автокомпонентов Magna International, Группы ГАЗ и Сбербанка России. Если прогнозы оправдаются, то российские участники получат 31% акций концерна и возможность собирать "Опели" в Нижнем Новгороде. Хорошо? Конечно. Но за такую возможность партнерам придется выложить до 5 млрд евро на оплату обязательств Opel. К тому же два предыдущих "иностранных" проекта ГАЗа - выпуск английских грузовичков Maxus и американских легковушек Chrysler Sebring под маркой Volga Siber - особым успехом не увенчались. За один из крупнейших немецких автомобильных концернов помимо консорциума Magna-ГАЗ-Сбербанк борются еще три претендента: итальянская автокомпания Fiat, объединение европейских дилеров Opel и американский инвестфонд Ripplewood Holdings LLC. Планы на Opel у соискателей впечатляют. Например, Fiat кроме него собирается купить еще и американский Chrysler и вместе с ними создать одного из мировых лидеров в автопроизводстве с объемом выпуска до 7 млн автомашин в год. Руководители Magna говорят о сборке на ГАЗе 180 тыс. и продаже в России до 1 млн "Опелей" в год. Заявки принимались до 20 мая, поэтому новых предложений не ожидается. Тем не менее борьба за победу уже идет, и очень жаркая, - почти все соперники поспешили улучшить свои заявки еще на прошлой неделе. Детали, конечно, остаются закрытыми. Хотя можно догадаться, что в первую очередь речь в "усовершенствованиях" ведется о количестве сокращаемых рабочих на европейских заводах Opel. Например Fiat, намерения которого до этого вызывали наибольшее негодование у немецких профсоюзных лидеров, свою первоначальную заявку изменил. Ответ конкурентов не заставил ждать - в пятницу генеральный директор Magna Зигфрид Вольф пообещал не закрывать убыточный завод Opel в бельгийском Антверпене и не увольнять всех его сотрудников. Немцы, понятное дело, ликуют. - Мы видим готовность к переговорам со стороны всех участников, - заявил в пятницу очень довольный министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг. Но за что вообще дерутся претенденты и стоит ли овчинка выделки? Пока 100% акций Opel принадлежат американскому автогиганту General Motors (GM), купившему компанию еще в 1929 году. Как известно, сейчас дела самого GM очень плохи: с трудом балансировать на грани банкротства компании помогают только выделяемые правительством США миллиарды. Одно из условий американской господдержки - GM должен до 1 июня распродать лишние заводы и договориться с кредиторами. Отсюда такая спешка с продажей Opel. Но и сам по себе немецкий автоконцерн находится далеко не в лучшей форме. "Черная полоса" для Opel началась в 1999 году, а первую небольшую прибыль компания смогла принести лишь в 2006-м. Но в прошлом году ситуация снова начала ухудшаться, и по итогам года продать удалось лишь 1,46 млн машин - на 10% меньше, чем в 2007 году. Зато известно, что немецкое правительство выдвинуло соискателям аж 14 условий, среди которых надежность финансирования сделки, вопрос о правах на патенты, планы улучшения сбыта, сохранение штаб-квартиры и основного места уплаты налогов в Германии, минимум увольнений и максимально возможное одобрение со стороны профсоюзов. В результате непосредственно GM за 51% продаваемых акций победителю придется заплатить всего 650 млн евро. Зато на оплату всех долгов и социальных обязательств, по словам представителей немецких властей, потребуется еще до 7 млрд евро. Так, только в Германии на заводах Opel работают 26 тыс. человек. В обмен на выполнение всех условий местные и федеральные власти Германии готовы выделить Opel гарантии и деньги на сумму 1,5 млрд евро. Но и это не очень много, если вспомнить, что само руководство Opel просило государство выделить не меньше 3,3 млрд евро. А с деньгами и у российских претендентов на Opel не все в порядке. В Сбербанке прогнозируют убытки по итогам 2009 года и уже готовятся покрыть его за счет выпуска дополнительных акций. На ГАЗе дела вообще плохи - долг всей Группы ГАЗ превышает 40 млрд рублей. Смущает и то, что от проекта по развитию коммерческих автомобилей Maxus ГАЗ недавно отказался, продав британский завод LDV малазийской компании. Да и широко разрекламированная Volga Siber сбыта практически не имеет. С учетом этих проектов покупка Opel будет уже третьей зарубежной автомобильной сделкой хозяина ГАЗа Олега Дерипаски. Но как бы то ни было пока шансы на победу у консорциума Magna-ГАЗ-Сбербанк очень неплохие. Министр экономики земли Рейнланд-Пфальц Хендрик Херинг уже заявил, что заявка консорциума "более надежна и устойчива" по сравнению с заявкой Fiat. Такое же мнение, отметил Херинг, и у его коллег из других федеральных земель, где расположены заводы Opel. Министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг пока ограничился словами, что заявка консорциума Magna-ГАЗ-Сбербанк "интересна". (c)