Маленький автомобиль ― значит женский. Есть ещё в каких-то цивилизованных странах столь сильная догма, как у нас? Вот и небольшой кроссовер Audi Q3 в 70% случаев в России водят представительницы прекрасного пола, причём, по утверждению производителя, в основном в возрасте за 35. С новым поколением Q3 ситуация должна измениться. Запоздало переехавший на платформу MQB брат фольксвагеновского Тигуана стал универсальнее и привлекательнее для обоих полов. Даже такая формулировка уже не подходит для мира, где Facebook предлагает свыше 70 гендерных идентичностей. Цены начинаются с 2,25 млн рублей за переднеприводный Q3 35 TFSI мощностью 150 л.с., который не очень богат опциями. Полноприводная версия 40 TFSI quattro (180 л.с.) ― плюс 310 тысяч рублей. Современный дизайн сочетается с проверенными эргономическими решениями. Например, селектор «робота» оставлен фиксируемым. Два гнезда USB ― разных стандартов, что удобно. Мелкие шероховатости тоже есть: кнопку «аварийки» не найти на ощупь. Тем не менее Q3 остался вариантом для холостых или бездетных: датчиков разблокировки замков в задних ручках не появилось, а проёмы этих дверей остались узкими. Простора чуть прибавилось: при росте 187 см за рослым же водителем я сажусь без касания коленями спинки. Но и без запаса. Диван при этом отодвинут до упора назад ― появившуюся регулировку продольного положения и угла наклона спинки стоит рассматривать лишь как способ удлинить багажник для специфической поклажи. Сам грузовой отсек с переставляемым полом ёмок и удобен. Есть даже место для полки в подполе. Погрузочная высота уменьшилась на три сантиметра, но осталась большой: 75 см. Дизайн приборов можно выбрать под настроение, и почти всегда они хорошо читаются. У медиасистемы остался только один физический орган управления ― маховичок громкости и переключения каналов (треков). Всё остальное ― сенсорное. Логичным образом всё это связано с ростом длины на дециметр — почти до четырёх с половиной метров. Смотрите, что получилось: Q3 больше не выглядит непропорционально высоким, у него серьёзный и вполне гармоничный облик. Жаль, лишённый приметных черт, по традиции Audi, кроме светового рисунка для дорогих комплектаций с анимированными поворотниками и матричными фарами. Пороги должны оставаться чистыми, потому что их прикрывает нижняя часть дверей. Хлопать приходится с размахом, что, по словам людей из Audi, объясняется более развитыми уплотнителями, противостоящими шуму. Необычны внутренние дверные ручки, загнутые вниз. Дискомфорта вроде не доставляют, заводить пальцы можно и снизу, и сверху. Но каждый раз при необходимости открыть дверь впадаешь в секундный ступор: как бы взяться половчее? Тестовый автомобиль обут в 19-дюймовые шины, а посадочный диаметр базовых на два дюйма меньше. В списке опций есть фароомыватели, но нет обогрева лобового стекла и подогрева дивана. Прибавка длины и базы (на 77 мм) расслабила позу за рулём. Колонка наклонена на четыре с половиной градуса меньше, и посадка больше не вызывает автобусных ассоциаций. Водительское кресло радует выверенным профилем, но чрезмерно хватко в бёдрах. Любопытно, что правое переднее сиденье свободнее. Руль с сильно скошенным низом ― та опция, от которой стоит отказаться. Ещё и потому, что подогрев полагается только нормальным круглым баранками. На обзорность жаловаться грех. Необычны комбинированные струйно-веерные форсунки омывателей. Но камеры кругового обзора с отличным качеством картинки защиты от грязи лишены. Внутренние ручки смотрят вниз явно по прихоти дизайнеров. Экран медиасистемы развёрнут не только к водителю, но и к слепящему небу. Пустая панель с кнопкой пуска выглядит странно. Или это место для дорожного иконостаса? Техногенный интерьер симпатичен и небеден. Чего стоят тканевые вставки, в том числе на подлокотниках, включая задние. Электронные приборы включены в «базу». Опциональный 12-дюймовый вариант понравился совсем разными вариантами оформления. В середине салона ― медиакомбайн MIB новейшей версии 2+. Функциональность и отзывчивости соответствуют духу времени, однако экран жутко бликует, особенно при сдвинутой шторке панорамной крыши. Неприметная кнопка пуска расположена парой этажей ниже на пустой поверхности, будто оставшейся без внимания дизайнеров. Зеркала вполне функциональны, но систему мониторинга мёртвых зон начнут предлагать только в 2020 году. Раздражают отражения в боковых стёклах. Омыватель брызгает одновременно веером в нижнюю часть стекла и струями ― в верхнюю. Российская гамма по-прежнему состоит из двух модификаций. Мощный полноприводный Q3 40 TFSI quattro оснащается двухлитровым турбомотором мощностью 180 л.с. (Более мощные моторы если и появятся, то лишь на купеобразном Спортбеке, если не считать RS Q3.) На моноприводный Q3 35 TFSI ставится 150-сильный двигатель 1.4. Если судить по предшественнику, популярность базового агрегата в семь раз ниже. Однако до первого квартала 2020-го у нас будут продаваться только «тридцать пятые». Как тестовые. Радует отсутствие системы start/stop и в целом неплохая динамика, если продавить акселератор в пол. Логичен отклик в самом начале хода педали. Но при частичных нагрузках шестиступенчатый «робот» DSG рвёт и мечет, то зависая на повышенной передаче, то скидывая разом две-три. К счастью, тормоза однозначны: короткоходная педаль обеспечивает чёткую дозировку замедления. Предусмотрены четыре варианта оформления внешности. Sport Line (на фото) отличается даже формой бамперов. В тёплую Италию, где от +15 ºC до 20, тестовые машины попали на зимних шинах, поэтому про управляемость многого не скажу. За рулевой механизм с переменным шагом рейки не жалко отдать 20 тысяч рублей. Контроль траектории с ним точен и логичен, а при развороте не надо наматываться на руль, делающий в каждую сторону всего по одному обороту. По поведению в виражах, кренам, обратной связи на искусственно, но не сильно затяжеляемой баранке я не возьмусь отличить Q3 от Тигуана. Всё знакомо, строго, по-фольксвагеновски. Передние сиденья рассчитаны скорее на молодых или как минимум худых. В салазках некрасиво виднеется ходовой винт регулировки. Сзади не тесно, есть хваткие дверные и потолочные ручки, боковые ящички и дефлекторы. Рамки прикрыты пластиком. Уровень ездового комфорта тоже можно назвать средне-фольксвагеновским. Подвеска чуть жестковата, но мелких и средних неровностей передаёт на кузов меньше, чем видишь глазами. Это ли не благородство? На нашем рынке Q3 лишён адаптивных амортизаторов, однако можно заказать заниженное спортшасси. Надо ли? Даже с обычным глубокие ямы с острыми краями отмечаются более резко, чем ожидаешь. Особенно на фоне тишины в салоне, где почти нет звуков с улицы, и только гул качения задних колёс заметен на шоссейных скоростях. Багажник вырос разом на 70 л до 530 во многом за счёт отказа от рубленых ровных стенок. Пол можно переставить на семь сантиметров ниже. Дверь может быть оснащена быстрым электроприводом со взмаховым датчиком. Заметьте, ни в эргономике, ни в характере автомобиля не прослеживаются специфические женские черты. Получается, что Q3 больше не «малипусечка», а вполне взрослый и, допускаю, мужской автомобиль. Компромиссным кажется разве что 17-сантиметровый дорожный просвет под прочной, но пластиковой защитой. В качестве компенсации в меню ездовых режимов Audi Drive Select появился пункт Offroad, логично меняющий программу переключения передач и алгоритм управления дросселем. В первые два года гарантии пробег не учитывается вовсе. А если он не превышает 120 000 км, то обязательства производителя продлеваются ещё на столько же ― фактически до четырёх лет. В общем, если 180-сильный вариант ведёт себя столь же вменяемо, я бы ездил на таком с удовольствием. Главное — сохранить присутствие духа после оплаты счёта: тот автомобиль, что на фотографиях, тянет на 3,77 миллиона! А уж сравнивать цены на Q3, импортируемый из Венгрии, и локализованный Tiguan — дело совсем неблагодарное. Прямые конкуренты ― BMW X1 и Mercedes-Benz GLA ― тоже не дороже. Сдаётся мне, рекордов продаж гендерно-вариативный Q3 не поставит. Техника Второе поколение кроссовера Audi Q3 переехало с древней платформы PQ35 на модульную архитектуру MQB. Очень близкий родственник Q3 ― фольксвагеновский Tiguan. Колёсные базы отличаются буквально на пару миллиметров. Кузов в основном стальной. Массовая доля высокопрочных сплавов горячей формовки, использованных в силовой клетке салона, достигает 26%. Из листового алюминия изготовлен только капот, профиль используется в конструкции поперечин бамперов. Передняя подвеска скомпонована на стойках McPherson, задняя ― многорычажная. Передаточное отношение рулевого управления ― 14,8:1. У опционного механизма с прогрессивной нарезкой зубьев это значение относится только к околонулевой зоне, а к краям рейки оно уменьшается до 11,4:1. У модификации 35 TFSI ― турбомотор CZDA 1.4 TSI серии EA211. Он экономичен и экологичен, но конструктивно сложен. Блок и головка цилиндров сделаны из алюминия, гильзы ― литые из чугуна. Из алюминия выполнен и развитый картер со встроенными масляными каналами и установленным здесь же фильтром. Двигатель имеет два контура охлаждения плюс водяной интеркулер, два термостата и масляный насос переменной производительности. Впрыск топлива (допустим бензин АИ-95) ― непосредственный. Через шестиступенчатый «робот» DQ250-6F агрегат приводит передние колёса. У версии 40 TFSI под капотом ― турбомотор 2.0 TSI серии EA888. У него цепной привод ГРМ, балансирные валы, фазовращатели на впуске и выпуске, система изменения подъёма выпускных клапанов с составным распредвалом, комбинированный впрыск топлива с форсунками в цилиндрах и в коллекторе, термостат с электронным управлением и электропривод перепускного клапана турбины. Мощность — 180 л.с., трансмиссия полноприводная, с семиступенчатым «роботом» DQ500-7A. История Первое поколение кроссовера Audi Q3 выпускалось с 2011 года, а предшествовал этому проекту концепт Audi Cross Coupe quattro 2007-го. Автомобиль оснащался бензиновыми двигателями 1.4 и 2.0 мощностью от 125 до 220 л.с., а также двухлитровыми дизелями (120–184 л.с.). Также существовал «заряженный» RS Q3 с «турбопятёркой» 2.5 TFSI (310, а позднее 340 л.с.). На вершине гаммы расположился RS Q3 performance на 367 л.с. и 465 Н•м, способный набирать первую сотню с нуля за 4,4 с. Рестайлинг 2014 года затронул бамперы, решётку радиатора, фонари. Была также скорректирована отдача моторов. Плюс ещё небольшое обновление было выполнено в 2016-м. Кроссовер комплектовался передним или полным приводом, в зависимости от модификации и мотора. Коробки передач: шестиступенчатая «механика», шести- и семиступенчатый «роботы», а в Северной Америке была ещё двухлитровая двухсотсильная версия с классическим шестиступенчатым «автоматом» Aisin. За кадром Тест проходил в окрестностях Неаполя. Понравилась экскурсия в древние Помпеи, а не понравились узкие перегруженные дороги, на которых довольно сложно прочувствовать машину. А как вам госномер с тремя нолями? drive.ru