Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе. Давайте проверим, так ли это на самом деле! Езда «на лампочке» Существует весьма распространенное гаражное поверье об опасности движения «на лампочке» — так в народе называют езду на автомобиле с низким уровнем топлива. Дескать, бензонасос в баке (речь об инжекторных моторах, разумеется) на исходе топлива не полностью погружен в бензин, а значит, не охлаждается, перегревается и быстро выходит из строя. Пластиковый противоотливный стакан, в котором установлен «патрон» бензонасоса и датчик уровня топлива, не спасает: «ватерлиния» в нем та же, что и в баке, предназначен стакан лишь для защиты от оголения заборника насоса при стартах и маневрах. Вроде бы проблема перегрева насоса выглядит вполне реально. Однако если призадуматься, то можно резонно усомниться в вышеописанной опасности. Да, насос имеет погружную конструкцию, но кто сказал, что важнейшая её задача – охлаждение насоса? В первую очередь такая компоновка уменьшает уровень шума и обеспечивает крупноузловую модульность, а вовсе не отвод тепла. Моторчик бензонасоса имеет невысокую мощность (50-70 ватт), расположен максимально далеко от источников тепла. Иными словами, прокачкой бензина он сам себя охлаждает с высокой эффективностью и, скорее всего, вовсе не нуждается в охлаждении бензином снаружи, по внешней стороне корпуса. При этом даже на исходе топливного бака условия его работы не меняются: как и в случае полного бака, он продолжает прокачивать через свои внутренности топливо с неизменным усилием, потребляемым током, паспортной производительностью и с непрерывной циркуляцией через магистраль «обратки». Впрочем, то, что насосу хватает охлаждения изнутри – субъективная уверенность, которая требует проверки. Либо непростыми инженерными расчетами, либо простым и наглядным экспериментом. Его мы и проведем! Греется или нет? Повторим вводную. Мы предполагаем, что погружной электрический бензонасос не нуждается в фактическом охлаждении от погружения в бензин и без какого-либо урона для работоспособности функционирует до последней капли, которую способен уверенно засосать, условно говоря, пока двигатель не заглохнет сам собой из-за засасывания насосом воздуха и последующего падения давления в топливной рампе. Чтобы это проверить, соберем простейший стенд из бензонасоса, емкости с пятью литрами бензина, блока питания на 12 вольт, манометра и регулятора давления топлива. Насос будет установлен «на воздухе» и засасывать топливо станет через короткий шланг. Таким образом, охлаждаться ему придется исключительно бензином, протекающим через его внутренности. Понятно, что если насос будет качать топливо из емкости в емкость, как есть, эксперимент окажется бесполезен. Поэтому дадим насосу положенную нагрузку — подключим его через регулятор давления: так, как это и сделано в автомобиле. Регулятор давления обеспечит топливу стабильный «подпор», и жидкость станет циркулировать по кругу так же, как и в штатной системе питания автомобиля. Для эксперимента мы взяли новый насос недорогого популярного бренда самого распространенного типа, с вихревой нагнетающей крыльчаткой. Паспортные характеристики – 90 литров в минуту, максимальное давление 6,5 бар, потребляемый ток 5 ампер. Небольшой проблемой стало отсутствие у насоса заборного штуцера. Выходной патрубок, на который можно натянуть шланг, имеется, а вот входного-то нет! Поэтому пришлось на скорую руку изготовить из подручных материалов пластиковый колпак, герметично надевающийся на насос, и вкрутить в него штуцер для шланга. В качестве колпака идеально подошла заглушка сантехнической пластиковой трубы. Внутренний диаметр заглушки от 32-миллиметровой трубы идеально совпал с внешним диаметром корпуса насоса: колпак, подогретый феном, наделся внатяг. Запускаем систему, сперва залив топливо в насос вручную, через снятый шланг, чтобы он не молотил бесполезно воздух. Камера крыльчатки насоса заполнилась жидкостью, дальнейший процесс уже пошел как самоподдерживающийся. Давление в нашей тестовой системе — приблизительно 4 бара. Его обеспечивает вышеупомянутый регулятор, в качестве которого взят топливный фильтр со встроенным регулятором давления от Volkswagen. Вышеупомянуте 4 бара – паспортное давление фильтра, реальное – примерно на 0,4 бара меньше. Его использование удобно, поскольку у фильтра имеются стандартные штуцеры для подключения шлангов, в отличие от самостоятельных регуляторов давления, которые монтируются на рампу форсунок через фланец и болты. Выход насоса подключаем к входу фильтра через манометр, выход «обратки» с регулятора – на слив в емкость, а выход с фильтра, который штатно направлен к форсункам, просто глушим. В итоге бензин циркулирует непрерывно, а в магистрали после насоса поддерживается рабочее давление, как в топливной рампе. Результаты В составе собранного нами несложного испытательного стенда насос непрерывно проработал час, которого с избытком хватило, чтобы оценить результат. Не понадобился даже термометр – при проверке рукой на ощупь корпус бензонасоса был едва-едва теплым. Омываясь топливом исключительно изнутри и оставаясь сухим снаружи, насос не получил и намека на перегрев. Собственно, каких-то далеко идущих выводов из этого эксперимента мы не делаем – все «just for technical fun» и ради любви к точности вообще и формулировок в частности. Ведь упоминаний на различных автомобильных интернет-форумах о выходе насоса из строя от перегрева, вызванного ездой с низким уровнем топлива в баке, масса. Систематически они звучат в диалогах автовладельцев, нередко слышатся от профессионалов авторемонта. Но, как видно, эти опасения беспочвенны. Насосы, безусловно, рано или поздно умирают. Правда, в основном из-за воды и грязи в баке и от естественного износа коллектора, щеток и крыльчатки. А вот количество бензина в баке для работы насоса не принципиально. http://www.kolesa.ru/article/peregrev-benzonasosa-opasno-li-ezdit-na-lampochke
А тот момент, что при езде при "околонулевом" количестве топлива есть серьёзные опасения попадания в насос воздуха не учитывался? И знаю, что люди, ездящие на пустых баках и заправляющие по 10-20 литров часто (по моему опыту относительно регулярно) встают на дороге без бензина. В этом случае насос 100% молотит воздух. Но опустим этот момент. В современный машинах насос устанавливается в единый корпус с фильтром и датчиком уровня, соответственно он работает в замкнутой воздушной среде, в которой некуда уходить теплому воздуху. Что значит чуть тёплый? Даже замер не проводился? А повторный опыт с погружением в бензин? Опыт нельзя считать полностью достоверным, т.к. условия его проведения очень далеки от реальных. Факт: повышение температуры обмоток на 8-10 °С сверх допустимой сокращает срок их службы изоляции в два раза. Соглашусь с тем, что самый низший класс Y по IEC85 рассчитан на температуру 90 °С, но учитывая тот факт, что мы можем измерить только температуру корпуса и не знаем коэффициентов теплопередачи от обмоток на поверхность, а так же на машинах с большим пробегом насосу приходится проталкивать бензин через забитый фильтр в баке нельзя говорить, что езда с пустым баком полностью безопасна для насоса.
достаточно было привести в пример множество машин, где насос перестает омываться бензином снаружи уже при менее 3/4 в баке
Ну множество японцев поколения 90х, 2000х. У меня например был Митсубиши, там насос под самый верх и приличной длины заборник, уже на 3/4 бака он был почти в воздухе. И за 200 тыщ пробега никто этот насос не менял
Если Вам привести пример, что многие машины без крыши ездят, значит на Вашей машине тоже можно крышу безболезненно спилить? Там, где спроектирован насос в верхней части бака, учтены эти особенности. В большинстве же машин, особенно современных, всё рассчитано на грани возможностей применяемых материалов, и дополнительное охлаждение насоса топливом вреда точно не принесёт. А вот не принесёт ли вреда езда на пустом баке - не факт! И данная статья ничего не доказала и не опровергла, как, впрочем, и Ваш пример.
Но и нельзя утверждать о полной безопасности. Следовательно статья с таким громким названием не ответила на свой же вопрос: "опасно ли ездить на «лампочке»?".
А где закономерность , что люди которые заправляют 10-20 литров чаше встают на дороге? У меня бак 100 литров и я всегда по городу заливаю 25 литров....И не разу не встал , лампа загорелась еду опять. А вот если еду в дальнюю поездку то тут уж я заливаю с запасом. Так что ваше утверждение не верно.
А по поводу насоса в Q7 бензин, насос стоит в колбе и даже при самом низком уровне топлива колба полная всегда( пару раз доводилось снимать бензонасос и что бы по локти не лазить в бензин всегда выкатывал до лампочки). Потому что в колбу приходит перекачивающий шланг, конец которого находиться в самом низком месте бака. И даже вытащив колбу из бака, бензин из нее не уходит, стоит клапан снизу обратный, только перевернув колбу можно вылить из нее бензин. .
Друзей много, личная статистика. Выкатывать до лампочки или ездить на лампочке - разные вещи. Мои претензии были по большому счёту к авторам статьи, которые очень громко заявились и, на мой взгляд, данную тему совсем не потянули по матчасти. Так и надо было начать устройства бензонасоса, провести испытания приближенные к реальным, довести испытания до конца (а не так, что потрогали рукой, чуть тёплый, сойдёт) и только потом сделать выводы.
Был раньше пассат Б3/4 с погружным насосом.Была с точно таким же на А80, подвесным,и там и там движки одинаковые,моновпрысковые 1.8 были.Вечно уровень в баке был низкий и всё нормально.А вот сейчас С5 дизель,вот там уже да,для ТНВД желательно прохладная солярка,т.к когда мало,насос греется сильно,что пагубно,для электроники этого же насоса.Хотя после остановки движка ещё сильней,но тут уже жар идёт от самого движка,что не есть хорошо.И это другая тема.
Но я не буду утверждать и целиком соглашаться с автором,ведь не спроста же это все говорят - дыма без огня не бывает.
Не могу сказать,что опасно,но стираются риски по которым ходит контакт поплавка(х.з.как это правильно называется)и датчик уровня топлива начинает жить своей жизнью (сильно забирая эмоциональные силы )когда в баке топлива на 100-150км.А узел этот на ауди стоит не дешево.