Еще о двухколесных - экзамены Система водительских прав на двухколесные аппараты в Англии довольно сложна. Во-первых, надо по почте подать заявление на провижнл лайценс (ученические права). У всех, имеющих любые английские водительские права, автоматом есть ученическое разрешение на мопед и мотоцикл. Далее - CBT (compulsory basic training) - однодневный курс, который проходишь на легком мотоцикле. Стоит сейчас 130 фунтей.Учат элементарному: сначала на площадке обязательным проверкам перед выездом на дорогу, обзору по сторонам, развороту и экстренному торможению. Во второй половине дня с инструктором и радио выезжаешь в город, а в конце дня сдаешь эти самые упражнения и получаешь сертификат. Здесь пролегает очень важное различие, определяющее всю дальнейшую двухколесную жизнь субъекта: прошедшие CBT на аппарате с вариатором не имеют права ездить на собственно мотоциклах, и, соответственно, учиться дальше. Действителен CBT два года; по истечении которых надо проходить его заново.Обладатель CBT имеет право ездить по дорогам общего пользования на мотоцикле до 125 кубиков с L-plates (значки У) спереди и сзади мотоцикла, и не может возить пассажира и выезжать на шоссе. Для обладателей полных (английских) автомобильных прав есть маленький бонус: они-таки могут возить пассажира, но только на мопеде. CBT начинается и заканчивается общение с двухколесными транспортными средствами у большинства обитателей городов, так как резона платить за дорогое обучение на полные права у них в принципе нет, легче обновляться каждые два года. Полных (не ученических) прав на управление мотоциклом у нас бывает аж три штуки: А1 (restricted) - до 18 лет, максимум 125 кубиков, А (restricted) - старше 18, ограничение мощности 33 Лс, и собственно А. Ограниченная А переходит в полную автоматически через 2 года. Обучение и экзамены для них в принципе одинаковы, но с одним исключением: на А1 и ограниченную А теоретически можно сдать, подготовившись самому. Для прямого доступа к мощным мотоциклам надо проходить специальный курс прямого доступа, который так и называется - DAS или Direct Access, и примут на него только того, кто старше 21. Нет, теоретически-то все просто: на чем сдал, на том и ездишь, но как на практике доставить мощный мотоцикл в тест-центр, если тебе на нем нельзя ездить и как на нем сдавать если тебе без прав никто и никогда не продаст на него страховку? Вот и приходится всем идти в мотошколы, тренироваться и сдавать на их машинах, что, конечно же, правильно. Начинается сдача собственно на права с теории. Вопросы с автомобильным тестом разные, поэтому сдают все без исключения. Самая пакостная часть теста - hazard perception: покавывают 15 клипов (минуты по 2 каждый), снятых от лица водителя на реальной дороге. Каждый раз когда появляется нечто, что потенциально заставит затормозить или изменить направление, надо кликнуть мышкой. Просто? Ха три раза! За каждый клип можно получить от одного до пяти баллов, в зависимости от того, насколько рано среагировал. 5 баллов получаеш за опасность, замеченную в совсем ранней стадии (т.е., например, когда где-то едва видимый на горизонте мужик вышел из дома и сел в машину, которая через несколько секунд вруг сдаст задом и загородит проезд. А может быть как раз на этой стадии кликать еще слишком рано и за это получишь ноль - извращенная логика создателей анализу не поддается - поэтому каждую потенциальную опасность надо обкликивать со всех сторон. Если программе кажется, что кликал в регулярной ритмичной манере, она поставит 0 за весь клип. Слишком часто - 0. Кликнул когда уже надо тормозить - 0. И в довершение всего, в одном из клипов сокрыто две засады, чтоб народ не расслаблялся. Баллы устроены так, что за клип в среднем надо получить никак не менее 2-х. Опытные водители обычно кликают в первый раз слишком рано, а второй (для уверенности) - уже поздно. Сертификат о прохождении теории действителен 2 года, и в течение этих 2-х лет надо или сдавать практический тест или снова платить и идти, а он с каждым годом становится дороже (сейчас 40, по-моему, фунтов) и сложнее (плевать на количество и идиотизм вопросов - по опыту меня и знакомых вся книга запоминается со второго раза - но долбаные клипы с каждым годом приобретают все больший процентный вес). Теперь можно идти на сайт DSA и заказывать практику (но не знаю, кто так поступает) или в мотошколу. Прямой доступ, как правило, состоит из 4-х дневного курса и экзамена. Первый день - выезд на 125-кубовух аппаратах. На этой гнусной пародии на мотоцикл народ отучают от вредной лондонско-скутеристской привычки дергать газ и лезть куда ни попадя. Нет, я лично ничего не имею против приличных 125, каковые на рынке есть, но те, что в школах... По моему скромному мнению, управлятся с таким в разы сложней, чем большим аппаратом - при моем росте ездишь, закрывая коленями уши, плюс они обычно даже в хороших школах убиты и разболтаны - CBT, понимаешь. Второй и третий день - сплошное удовольствие: привыкаешь к большой машине (как правило, совсем нестарые и отлично отлаженные Honda CB 500 или Suzuki GS) и уже через полчаса слушаешь по радио маты инструктора при очередной безуспешной попытке себя убить. Инструкторы на ДАС - суровые бородатые дядьки, но пинают исключительно по делу и без истерик: если назвали идиотом - значит за дело. Поездки проходят в окрестностях тест-центра, и включают тренировку специальных упражнений, о которых позже. UPD: Да, если человек приперся на DAS, предполагается, что у него есть некоторый опыт вождения мотоциклов. С нуля за три дня не научат, конечно. Обучение и экзамен прододит на всех видах дорог, от узких сельских (учимся безопасно проходить крутые слепые повороты) до дорог типа А, которые от моторвеев (а на моторвеи ученикам по-прежнему нельзя) не отличаются ничем кроме названия, и, конечно, по городским улицам, благо и те и другие и третьи в Южном Лондоне в 5-10 минутах езды друг от друга. Третий день - еще немного езды и собственно экзамен. Из странностей: - shoulder checks и lifesavers (разные виды оглядывания через плечо) - требование закона! Если полиция увидит, что мотоциклист не оглянулся направо при выходе из раундэбаута прямо, налево при выходе вправо, в сторону перестроения при перестроении или назад при повороте направо через полосу встречного движения, будут е*ать как автомобилиста за непристегнутые ремни. Никого не волнует, что ты типа "все видишь в зеркала". На проезд по автобусной полосе, кстати, любой полицейский (но не экзаменатор, хе-хе) закроет глаза, потому что все понимают, что так безопаснее и запрет идиотский. - за движение меньше чем -5 - -10 миль/час от разрешенной скорости - автоматическая несдача. Ибо нефиг. За медленный разгон - майнор, но если ты постоянно разгоняешься медленно (т.е. лишь чуть-чуть быстрее спортивного авто) - несдача, бо безопасность мотоциклиста - как можно большая дистанция от идущего позади автомобиля. За превышение скорости, кстати, тоже завалят - пробуксовка и блокировка колеса - невладение мотоциклом, и, соответственно, несдача. Вообще, инструкторы говорят, что экзаменаторы, по большей части бывшие полицейские, сами большие любители прохватить с ветерком, считающие, что если человек водит мотоцикл как машину, то в машине ему и место. Так что скорее накажут за то, что плетешься позади грузовика, идущего на 10 миль/час медленнее лимита, чем за несколько резкий обгон оного. Но небезопасную езду - не прощают никогда. В тест-центр приезжают с инструктором. Ученик ставит мотоцикл рядом с литровым турером БМВ экзаменатора и идет вовнутрь, здоровается с экзаменатором, показывает права, cbt, сертификат о сдаче теории и расписывается за страховку. Ну и рацию получает, конечно. Потом они вместе выходят на улицу и экзаменатор проверяет зрение кандидата, попросив того прочитать автомобильный номер метрах в 20-ти. Далее show and tell. Вопросы касаются того, как проверить тормоза, шины, уровень масла и так далее. Потом на мотоциклы - и на дорогу. Экзаменатор едет сзади и дает указания по радио. В маршрут, кроме, собственно, городских улиц, обязательно будет включен кусок скоростного шоссе и узкие улочки, плотно запаркованные автомобилями, с несколькими остановками, чтобы проверить, насколько безопасно ученик отъезжает от бордюра. На одной из таких инструктор попросит остановиться, сойдет с мотоцикла и попросит выполнит упражнения. - ходьба с мотоциклом; проверяют, способен ли ты удержать тяжёлую машину. Берешь мотоцикл за рога, снимаешь с подножки и разворачиваешь на 180 градусов на другую строрну улицы. - разворот на низкой скорости, проверяют владение сцеплением и баланс. Надо в одно движение на скорости пешехода развернуться на узкой улице на 180 градусов, не снимая ног с подножек и не касаясь переднего тормоза (майнор или несдача, в зависимости от того, как тащился в городе. - экстренное торможение. Экзаменатор отправляет ученика вокруг квартала, и, когда птот проезжает мимо него второй раз, поднимает руку, после чего надо резко, но не блокируясь, остановиться и безопасно (т.е. со всеми необходимыми оглядываниями) убраться с дороги. Потом еще немного езды (а в общей сложности минут 40), обратно в тест-центр, и ученик - обладатель полных прав. Ну, или нет, как в моем случае. В целом вся система, в отличие от почти всего остального в Англии (и, кстати, автомобильных экзаменов) - очень разумная, честная, и, в принципе, гарантирует, что права кто попало не получит. Я же поплачу в тряпочку, выну из кармана замусоленные десяки, и пойду пересдавать. Потому что скутер по сравнению с мотоциклом - просто-таки табуретка смерти.
Ответ: Права в ингланде. Познавательно, пасиб. Очень по-моему актуально разделение на группы сложности. Ведь реально езда на 125-м скуте на вариаторе и вождение хаябусы - кардинально разные вещи, которые у нас оцениваются одинаково - категорией А.