Было уже или нет? Не можешь снять, не мучай книгу (с) Гоблин Непредвзятой рецензии от меня не ждите, дорогие читатели шитру. Я, слава труду, не профессиональный критик, могу себе позволить такую роскошь. Все, что будет написано ниже - личное мнение разгневанного читателя и поклонника книг Михаила Афанасьевича Булгакова. И подбирать политкорректные выражения я не собираюсь - буду плеваться ядом со страшной силой, кто испугался - разбегаааайсь... Меня оскорбили лично этой дешевой и невнятной постановкой. Мне обидно за некоторых любимых мной великолепных актеров, снявшихся в ЭТОМ ГАВНЕ. Мне обидно за чудесного актера Галибина, занятого в роли Мастера. Мне жаль изумительную актерскую работу Филиппенко (Азазелло), пропавшую втуне на общем халтурном фоне. А больше всего мне жаль великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, чьим портретом беззастенчиво украсил титры своей тягомотины господин Бортко. А теперь по пунктам. Я не буду перечислять все провальные моменты сериала, их слишком много - никакого траффика не хватит, остановлюсь лишь на том, что меня больше всего неприятно поразило. Пункт первый. Прокурорша и Мастер. Когда я увидела на сайте сериала, еще до его выхода на экран, фотографии Анны Ковальчук, выбранной Бортко на роль Маргариты, то даже порадовалась - в костюмах того времени, с прической в стиле тридцатых годов девушка смотрелась прекрасно и казалась вполне подходящей по типажу на эту непростую, ох, не простую роль. И знаете, если бы г-н Бортко снимал немой фильм, возможно, все прошло бы великолепно - залогом успеха было бы то обстоятельство, что Ковальчук не пришлось открывать бы рта. Не могу без содрогания вспоминать три сцены из сериала с участием Ковальчук - сцену на Лысой горе, когда она совершенно по-прокурорски, по-ментовски, как хабалка, а не как ведьма и Черная королева, наезжала на пьяного бесштанного толстяка, проще говоря, откровенно "пальцы гнула"... Читаем оригинал: "...Увидев Маргариту, толстяк стал вглядываться, а потом радостно заорал: - Что такое? Ее ли я вижу? Клодина, да ведь это ты, неунывающая вдова? И ты здесь? - и тут он полез здороваться. Маргарита отступила и с достоинством ответила: - Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, - и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство. Все это произвело на легкомысленного толстяка отрезвляющее действие..." Покажите мне, в каком месте прячется достоинство актрисы Ковальчук? Уж не в пресловутой ли пятой точке, прикрытой стыдливым облачком дешевенького спецэффекта? Сцену в "нехорошей квартире", после рюмки чистого спирта, любезно предложенной Маргарите Бегемотом, когда Ковальчук старательно и натужно изобразила поведение вокзальной проститутки после принятия на грудь бутылки дешевой водки. И сцену на балу, когда Ковальчук вульгарно наорала на Бегемота, показав во всей красе свою следовательскую натуру, которую, похоже, из этой дамы уже ничем не вытравишь. Читаем оригинал: "...Маргарита, не переставая улыбаться и качать правой рукой, острые ногти левой запустила в Бегемотово ухо и зашептала ему: - Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор... Бегемот как-то не по-бальному вспискнул и захрипел: - Королева... ухо вспухнет... Зачем же портить бал вспухшим ухом?.. Я говорил юридически... с юридической точки... Молчу, молчу... Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо..." И этот непотребный визг Ковальчук из сериала шепотом Маргариты зовется у г-на Бортко?! Во всех остальных сценах Ковальчук с блеском исполнила роль "тополя на Плющихе", да и то, что это я, растение сыграло бы гораздо талантливее, просто шелестя листвой... Был, был один момент, когда мне на секунду показалось, что произошло невиданное - госпожа Дерево ожила - когда Ковальчук-Маргарита оседлала швабру и летала над ночной Москвой (про качество эффектов, в том числе полетов, выскажусь чуть позже - это отдельная и о-о-очень страшная история). Глазки загорелись, щечки раскраснелись, кудри развились, груди 4-го размера на ветру затрепыхались... Красота! Но тут случилось непоправимое... Кто, КТО-О-О-О, прости господи, внушил Ковальчук, что Маргарита должна рычать и хохотать, как возбужденный павиан во время весеннего гона, разнося квартиру критика Латунского?! Я понимаю, что поведение настоящих ведьм мало кому довелось увидеть своими глазами... Но фильм-то "Истквикские ведьмы", классику "дьявольского" жанра, с неподражаемыми Шэр, Сьюзен Сарандон и Мишель Пфайфер смотрели все! Разве этим актрисам пришлось изображать из себя невменяемых животных из обезьяньего питомника для того, чтобы все поняли, что это именно ведьмы? И кто после этого обвинит Мастера-Галибина, что он держал в своих объятиях Ковальчук, красивую, в принципе, тетку (нежно любимую им, по книге, Маргариту), как будто это не женщина, а деревянная чурка (а местами, на лице Галибина проскальзывало самое настоящее отвращение)? Только не я. И чего уж тут удивляться, что одна из самых значимых сцен романа - встреча Мастера и Маргариты "с тревожными желтыми цветами" произошла в сериале так серенько, буднично и убогонько, как будто любовь не "выскочила как убийца из-за угла", а просто состоялась тайная встреча двойных агентов из шпионских киношек категории "Б". Юстас - Алексу, Малдер спешит к Скалли под прикрытием. Букет упал - букет подняли - букет швырнули - настороженно посмотрели друг на друга - схватили друг друга под ручки и почапали дальше по пустынной улочке явно современной Москвы со старательно подновленными ядовитой желтой краской фасадами домов. Все прошло благополучно, агент Скалли, явка не провалена, пароль прежний - кирпич в окно. Уж, какое тут чудо любви... Ковальчук - самая большая неудача сериала, самый тяжелый удар по книге. Мало того, при такой бездарной партнерше потускнел образ Мастера, а погиб он окончательно под завалами чужеродного безруковского голоса. Вот еще одна режиссерская задумка, которая не дошла до моего сознания. В своих интервью Галибин сказал, что даже не знал, что его озвучку заменят озвучкой Сергея Безрукова. Промолчим про элементарную порядочность, промолчим... Но чем не устроил Бортко голос Галибина - вполне приятный и звучный, а главное - свой?! Пункт второй. После бала я блевала... Вы читали Книгу? Вы помните описание бала сатаны в Книге? Нет? Тогда я освежу вашу память: "...Бал! - пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!" Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах. Лица их стали грязно-бурыми от волнения, когда в зал влетела Маргарита со своею свитой, в которой откуда-то взялся Азазелло. Тут Коровьев выпустил руку Маргариты и шепнул: - Прямо на тюльпаны! Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. Тогда Маргарита поняла, откуда шел бальный звук. На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью. Оркестр человек в полтораста играл полонез..." Вы видите сверкание, переливающиеся краски, ослепительный свет, у вас есть ощущение праздника, торжества? Я, лично, вижу и чувствую... А что увидел г-н Бортко? А вышеназванный господин, с какого-то перепугу, ухитрился увидеть бал Воланда мрачной, темной, псевдо-готической Черной мессой... Декорации стырили из компьютерной игры Пайнкиллер, танцоров пригласили из ближайшего борделя (не хватало только железных клеток и шестов, зато стринги со стразами от китайского модельера Вонг Ли с Черкизовского рынка продемонстрировали во всей красе), наряд для Маргариты позаимствовали в том же садомазохистском стиптиз-клубе, в котором и балет заказывали. И все это в кромешной темноте и во всполохах, по очень свежей мысли Бортко, "адского" огня. А ведь этот жуткий БДСМ-корсет и железные туфельки, прямые наследники "испанского сапога", напяленные на Маргариту, в корне изменили, извратили СМЫСЛ романа. Не больше и не меньше. Не верите? Читаем оригинал: "...Гелла и помогающая ей Наташа окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью. Кровавая мантия сменилась другою - густой, прозрачной, розоватой, и у Маргариты закружилась голова от розового масла. Потом Маргариту бросили на хрустальное ложе и до блеска стали растирать какими-то большими зелеными листьями. Тут ворвался кот и стал помогать. Он уселся на корточки у ног Маргариты и стал натирать ей ступни с таким видом, как будто чистил сапоги на улице. Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться. Но кое-что вознаградило Маргариту за те неудобства, которые ей причиняла цепь с черным пуделем. Это - та почтительность, с которою стали относиться к ней Коровьев и Бегемот..." У Булгакова вся Воландова свита помогает Марго выстоять на балу, понимая тяжесть, взваленную на её хрупкие плечи. И устает Марго на балу не от натирающих железных босоножек и железного же лифчика системы Наган, а от поцелуев тысяч грешников-гостей, прибывших на бал сатаны. Никто Маргариту и не думал мучать или испытывать пыткой и болью. Зачем? Она и так была на все готова ради своей любви... И хорошо понимала у кого в гостях находится. У Булгакова Тьма и Свет - части одного целого и одно без другого существовать не может... В этом и ценность Книги, в этом её магия. А по версии г-на Бортко, Зло - оно такое все черное-черное, как задница негра... А Добро - оно все такое белое, как Сердючка после Тайда. Вот такой одноклеточный взгляд на природу вещей. Раз слуги сатаны, значит кааазлы по умолчанию. Только и способны, что кровь, капающую с Маргариты подтирать платочками, да издеваться над бедняжкой, которой и так бюстгальтер плечико натер, понимаешь... Я не спорю, Бортко и Ко имеют право именно так все воспринимать, но пусть тогда и портреты в титрах вешают СВОИ, а не Булгакова! И пишут в тех же титрах ПО МОТИВАМ. Хотя, какие уж там мотивы... Если только детские народные, рассказываемые на тихом часе в пионерлагерях: "В черной-черной комнате из черной-черной стены появилась черная-черная рука... ААААААА!!!" И тут ко мне подкралась крамольная мысль: а может быть, "тварцы" сериала держат своих зрителей за дебилов, не способных понять такие тонкие материи? И суют им под нос жеванную-пережеванную отсебятину? Свят-свят-свят... Пункт третий. Воришка из Иершалаима. А не люблю я Безрукова. Вот такая у меня странность, на фоне пускающей слюни восторга от Саши Белого страны... Нет, вы не пускаете слюни? Тогда извините. За что не люблю? Да мор... лицо мне его не нравится. Глазки нагловатые, из интервью так и прет любовь к себе, любимому... И, кроме того, на мой взгляд, в любых своих ролях он переигрывает, срываясь в кривляние. Ладно, опустим это, это мои глюки. Взглянем же на Сашу... тьфу... Сергея Безрукова в роли Иешуа. Что это за роль, сами догадываетесь. В Иершалаимских фрагментах романа Булгаков прямо не называет своего героя Иисусом Христом, но любому мало-мальски цивилизованному человеку это и так понятно, не говоря уже о дотошных разъяснениях Воланда и Мастера. Я ничего не имею против, чтобы эту роль исполнял человек, ранее сыгравший бандита. У Мэла Гибсона в "Страстях Христовых" Кейвизел раньше, где только не играл, только что не в сериалах на второстепенных ролях. Но... посмотрите в глаза Кейвизела-Христа в фильме... Дрожь берет. В этих глазах любовь. Мука. Прощение. Свет. А теперь взгляните в глаза Иешуа-Безрукова. Кому как, а я схватилась за карман. А вдруг стырит чего, бритвочкой порежет, ага. Или акции исключительно надежной фирмы "Рога и Копыта" втюхает. И кто тут Лукавый? Вы уверены, что суровый и до смешного честный Воланд? Хотя, надо отдать должное - кривлялся Безруков не в пример меньше, чем обычно. И вообще, сыграл неплохо. Остапа Бендера в условиях римской оккупации и в антураже двух тысячелетней давности. Но только не Иешуа из Иершалаима. И пусть в меня бросят камень... Пункт четвертый. Чебуратор и все-все-все. А теперь о наболевшем, об эффектах. Перед премьерой съемочная группа во главе с Бортко давала интервью, в которых, в частности, прозвучали громкие высказывания в духе: "Голливуд нервно курит со всеми своими безумно раздутыми бюджетами, мы, добры молодцы, за копейки конфетку сделали... ". Ну-ну, смотрим внимательно, что вы там наваяли. На кота Бегемота в интернете не плюнул только ленивый. И мне трудно осуждать раздосадованных людей - сколько раз я не перечитывала роман, нигде не нашла указаний на то, что Бегемот был чучелом-паралитиком, мечтой таксидермиста, с очагами стригущего лишая. Я не буду говорить за всех, скажу за себя - у меня были глаза по блюдцу, когда я увидела эту облезшую плюшевую куклу с неуклюже-механическими движениями и умилительными складочками на спине (ушить костюмчик по размеру не успели, так торопились народу кину показать?)... А глазки-то, глазки - не иначе из новогодней гирлянды пару лампочек выкрутили. Чебуратор - одно слово. Однако, хорошая идея для костюма на детсадовский новогодний утренник - любая мама соорудит за вечер на коленке такой прикид для своего чада из старой искусственной шубы. Главное, чтобы остальные дети не напугались. Но самое ужасное не внешний вид персонажа, самое жуткое - Бегемот был не смешной. Совсем. Полеты... О, полеты!!! Некоторые дотошные товарищи, например, выпускник МАИ Alex-sm, изыскали в них даже грубые нарушения законов аэродинамики. Ну, я так глубоко копать не буду - скажу попросту, такого неряшливого и грубого наложения фигур на фон не позволяли себе даже в 60-ые годы, во время съемок фильма "Вий". Маргарита-то еще летала туда-сюда, то есть, более-менее, с пивом потянет, а вот вампиры Гелла с Варенухой... Пляски святого Витта после их вылета в окно кабинета Римского показались мне венским вальсом. Нет, это надо видеть, граждане хорошие - я смеялась, живо представив себе человека, судорожно дергающего канат, на котором висели, как сосиски, несчастные артисты. Как будто и не был снят совсем недавно китайский фильм "Герой", в котором наглядно показано, КАК люди должны летать, если уж им такая причуда в голову взбрела... Еще были в сериале два "чудных" кукольных персонажа - Грач-водитель дьявольского авто и Боров, в которого превратился Николай Иванович. Про Грача хорошо сказал Мирон - "Каркуша выросла, стала проституткой, отсидела, вышла и стала работать шОфером у Воланда...". А вот Боров на Хрюшу, даже отсидевшего, к сожалению, не потянул, свинья Хрюша поживее будет, понатуральнее. И это заявленные суперэффекты, после которых полагалось закидать тухлыми яйцами создателей Гарри Поттера?! Стыдитесь господа и нечего врать по телефо... то есть, в интервью. Пять миллионов баксов, потраченных на сериал, конечно, мизерная сумма по нашим временам, особенно на десятисерийный фильм, но осталось стойкое ощущение, что и эти деньги использовали не по назначению, мягко говоря. Пункт пятый. У меня закончился яд. Нет, серьезно, на эту дешевку никакого яда не хватит. Осталось только упомянуть, чего же в сериале не было, а чего было слишком много. А не было множества очень важных и просто прикольных вещей и персонажей: не было Аннушки, разлившей масло, не было Абадонны, не было чудесного глобуса, не было сна Босого, не было котообразного толстяка - человеческого воплощения Бегемота. Вместо него нам предложили пародию на помесь из Шарикова и Промокашки в исполнении актера Баширова. Не было блистательного представления в Варьете, взамен нам подсунули постановку в сельском клубе. Не было Пилата - Всадника Золотое копье, прокуратора Иудеи. Прекрасный, но уже очень немолодой актер Кирилл Лавров попросту не смог физически справится с этой ролью. Не было знаменитой сцены свиста Бегемота и Коровьева во время отлета всей честнОй компании из Москвы... Зато было очень много хроники 30-х годов, получила бурное развитие тема НКВД (кстати, во времена, описываемые в романе, эта структура называлась ГПУ), было очень много Гафта, отвратительно играющего ГПУ-шника "в сером френче". Из каких-то глубин сознания г-на Бортко появился эпизод с кольцом, подаренным Пилатом Афранию. В книге Афраний с достоинством принял этот подарок и удалился, в сериале небрежно выбросил... Что хотел сказать этим сценарист и режиссер - загадка почище лохнесского чудовища. Были, были отдельные актерские удачи - Абдулов, иногда очень интересно изображавший Фагота-Коровьева. Олег Басиалашвили, очень профессионально выполнивший свою часть работы, хоть его трактовка образа Воланда очень и очень спорна. Филиппенко, просто великолепно сыгравший Азазелло, хоть внешне и не имел ничего общего с этим персонажем. Был начальник тайной службы Афраний - одна из самых лучших актерских работ в сериале... Был Галкин, сыгравший поэта Бездомного на удивление отлично и с чувством... Были, наконец, чудесные звери - собаки Тузбубен и Банга, напрочь переигравшие всех актеров-людей, не говоря уже об уродливой кукле Бегемота, своим искренним и непосредственным исполнением. Но все эти безусловные удачи и находки не перевешивают общей удручающей и апатичной атмосферы сериала. Потому что НЕ БЫЛО главного - не было любви к роману Булгакова, НЕ БЫЛО души, вложенной в работу, НЕ БЫЛО качественной режиссерской работы. Люди, умоляю вас, не смотрите эту гадость, эту "осетрину второй свежести", прочитайте лучше книгу, если уже читали - прочитайте еще раз, насладитесь и помечтайте, что когда-нибудь найдется человек, который выложится на полную катушку и снимет по-настоящему замечательный фильм, который не стыдно будет назвать - МАСТЕР И МАРГАРИТА.