Красный барон сдал права 10 сентября 2006 года после Гран-при Италии о завершении своей спортивной карьеры объявил легендарный автогонщик, автор бесчисленного количества рекордов в королевских гонках немец Михаэль Шумахер. Официально он уйдет из "Формулы-1" в конце нынешнего сезона, причем непонятно пока в каком ранге, ведь лидер Ferrari сохраняет шансы на восьмой чемпионский титул. К этому гонщику относиться равнодушно просто невозможно. По большому счету, вся современная "Формула-1" делится на почитателей Шумахера и тех, кому его успехи не дают спокойно жить. Первых и вторых примерно одинаковое количество. Одни постоянно напоминают, что Шумахер выиграл такое количество гонок, завоевал столько чемпионских титулов, что рядом с ним никого и поставить нельзя, другие отмечают, что в течение всей карьеры "Красный барон" совершал на трассе маленькие подлости, которые, как он считал, помогут ему оставить конкурентов позади. На самом деле, Шумахер – последний из могикан. Он сражался Айртоном Сенной и Аленом Простом, он обгонял и догонял Мику Хаккинена и Жана Алези, а теперь его конкурентами являются Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Именно с Шумахером неразрывно связана история "Формулы-1" последних пятнадцати лет. Lenta.Ru вспоминает о том, как пришел в королевские гонки немецкий спортсмен, и чего он успел добиться. Лондонский таксист Стоит отметить, что Михаэль Шумахер, как и практически все автогонщики, начал свою карьеру с картинга. Первый карт сделал ему сосед отца (Рольфа Шумахера), собрав его из газонокосилки, а затем уже сам отец подарил Михаэлю старый, но настоящий карт. Однако вряд ли мир автогонок узнал бы своего будущего героя, если бы не три человека, оказавшие серьезное влияние на становление Шумахера, как автогонщика. Первым был друг семьи Шумахеров Юрген Дилк, который подарил юному дарованию настоящий новый карт. Произошло это буквально за пару дней до того, как Михаэль Шумахер намерен был подать заявление в футбольную школу, занятия в которой были по карману его семье. Но Дилк спас Шумахера для автоспорта. Он возил десятилетнего Михаэля на все картинговые гонки, а также помог Рольфу Шумахеру построить в Керпене собственный картодром, на котором будущий рекордсмен мог оттачивать свое мастерство. Михаэль Шумахер выиграл в своей возрастной группе почти все соревнования по картингу, в которых принимал участие, однако финансовые проблемы вынудили его в 1986 году находить время не только на выступления в гонках, но и на работу механиком в авторемонтной мастерской. Вот тут Шумахеру помог второй человек, который затем занял важное место в его жизни. Им оказался совладелец одной из команд "Формулы-3" Вилли Вебер. Проницательный менеджер мгновенно разглядел в Шумахере будущего супергонщика и подписал с ним долгосрочный контракт. Именно Вебер протолкнул Михаэля Шумахера в качестве участника программы Mercedes Junior, по которой немецкий автогигант финансировал подготовку молодых гонщиков. И именно Вебер, обладавший серьезными связями в мире "Формулы-1", быстрее всех среагировал на инцидент, который открыл Михаэлю дорогу в королевские гонки. Дело в том, что в середине сезона 1991 года бельгийский гонщик команды Jordan Бертран Гашо в Лондоне попал в автомобильную аварию, находясь в такси. В аварии был виноват водитель такси. 28-летний Гашо, взбешенный поведением водителя, повздорил с ним, и во время ссоры угрожал ему газовым пистолетом. Бельгиец нарушил английские законы, применив газовое оружие, и суд присяжных постановил, что пилот "Формулы-1" некоторое время проведет в тюрьме Брикстон (в то время запущенного и обветшалого заведения). Неизвестный английский таксист, таким образом, оставил вакантным место в конюшне Jordan. Владелец команды Эдди Джордан в срочном порядке начал искать замену и поддался уговорам Вебера. Ирландец решил, что 22-летний Шумахер в качестве рента-драйвера будет смотреться неплохо, а его спонсоры пополнят бюджет команды. Но Михаэль просто взорвал "Формулу-1". В квалификации Гран-при Бельгии в Спа он занял седьмое место, пропустив вперед только мощные Williams, McLaren и Ferrari. В гонке немец не смог доехать до финиша, но своей агрессивной манерой езды впечатлил боссов всех команд без исключения. Семь чемпионских титулов Тогда и предположить никто не мог, что этот молодой немец в ближайшее время станет грозой всех авторитетов. Буквально через две недели после дебюта в Спа контракт с Михаэлем Шумахером подписал Benetton, которым тогда руководил Флавио Бриаторе, а техническим штатом - Росс Браун и Рори Бирн. Хитрый Бриаторе, как и Вебер, мгновенно разглядел в немце будущего чемпиона. Безусловно, итальянский менеджер нарушил все каноны "Формулы-1" в плане трансферной политики, но юридически все было законно. Дело в том, что адвокаты, нанятые Бриаторе, нашли в контракте Шумахера с Jordan несколько лазеек, которые в итоге позволили расторгнуть договор. Против перехода Шумахера из Jordan в Benetton выступили буквально все, даже легендарный бразилец Айртон Сенна. Но постепенно разговоры о месте Михаэля в кокпите болида "Формулы-1" затихли, и его карьера началась по-настоящему. Талант, мастерство, трудолюбие и удача предопределили успех Шумахера. Менеджеры Benetton стали строить команду вокруг новичка. Немец прогрессировал гигантскими темпами, а вместе с ним крепла и команда. В 1992 году он стал третьим, а в 1993 году - четвертым в чемпионате пилотов. К 1994 году для будущей звезды мирового автоспорта были созданы идеальные условия для победы. Такие гиганты, как Найджел Мэнселл, Нельсон Пике и Ален Прост покинули королевские гонки. Оставался Айртон Сенна, который перешел из McLaren в Williams, но бразильский "волшебник" погиб в мае 1994 года, не справившись с получившей технические повреждения машиной в повороте Тамбурелло на трассе в Имоле. Казалось, конкурентов у Михаэля Шумахера уже нет, но напарник Сенны британец Деймон Хилл поддержал честь Williams, до последней гонки сохраняя шансы на чемпионский титул. Тогда немец впервые заставил говорить о себе, как о грязном пилоте. На последнем Гран-при сезона в Австралии он вылетел с трассы, но успел выбить и шедшего следом Хилла, сохранив минимальное очковое преимущество. В следующем сезоне преимущество Шумахера над Хиллом было уже неоспоримым. А перед началом сезона 1996 года немец перешел в Ferrari – команду, которая ничего не выигрывала с 1979 года. Ни громадный бюджет, ни приглашение лучших гонщиков и менеджеров – ничего не помогало. Боссы FIAT решили, что для восстановления былой репутации нужен гонщик, вокруг которого сплотились бы все. Таким оказался Шумахер. Немец подписал с Ferrari долгосрочный контракт, по которому получил столько денег, сколько не получал никто и никогда в мире автогонок. Вместе с ним в команду пришел французский менеджер Жан Тодт, который стал спортивным директором, а также гуру "Формулы-1" Росс Браун, ставший директором техническим. Команда была создана заново и за короткий период времени превратилась в грозную силу. Даже на не самом лучшем болиде Шумахер умудрялся вести борьбу за чемпионство. В 1996 году он проиграл Хиллу, а в 1997 году, имея преимущество в одно очко перед канадцем Жаком Вильневом (Williams), в последней гонке сезона в Хересе выбил его с трассы. По всей видимости, Шумахер рассчитывал на повторение истории 1994 года, но на сей раз чиновники Международной федерации автоспорта поступили очень жестко, дисквалифицировав двукратного чемпиона мира и лишив его всех заработанных в сезоне очков. В 1998 и 1999 годах Шумахер проигрывал борьбу за чемпионство финну Мике Хаккинену из McLaren, но в 2000 году принес "жеребцам из Маранелло" долгожданный чемпионский титул. Концентрация усилий Ferrari вокруг Шумахера принесла свои плоды. Мощный технический штат, серьезная финансовая поддержка со стороны FIAT, крупные спонсорские контракты, на которые рекламодатели шли ради Шумахера – все это не могло в итоге не сказаться. Итальянская команда превратилась в победный механизм, который иногда давал мелкие сбои, но регулярно приносил результат. 2001-2004 годы не изменили ничего в расстановке сил на формулическом небосклоне – был Шумахер и были все остальные, причем немец регулярно выигрывал. Став семикратным чемпионом мира, побив все мыслимые и немыслимые статистические рекорды, "Красный барон" (это прозвище закрепилось за Шумахером после перехода в Ferrari) едва не убил "Формулу-1". Он лишил ее интриги, раз за разом первым пересекая финишную черту. Он остался один из представителей той эпохи, которая ездила еще на не напичканных сложной электроникой болидах, когда мастерство гонщика решала все. Он сумел приспособить новые реалии "под себя" и продолжал побеждать. Кто-то из гонщиков прошлых лет назвал Шумахера самым прагматичным человеком в истории "Формулы-1", который умеет добиваться результата любыми способами. При этом Шумахеру припоминают все "грязные" эпизоды, которыми, на самом деле, изобилует его карьера. Но эти эпизоды меркнут перед одним обстоятельством, о котором забывают его недоброжелатели. Он фактически в одиночку поднял с колен легендарную команду, привил ей немецкую аккуратность и ответственность. Чемпион мира 1992 года Найджел Мэнселл называл гонщика наконечником стрелы. Если лук натянут плохо - стрела до цели не долетит, каким бы острым не был наконечник. Михаэль Шумахер опроверг утверждение Менселла, заставив лучника напрягать все мышцы, лук гнуться, а тетиву звенеть. В этом его принципиальное отличие от всех остальных пилотов, выходящих с ним на трассу. Последняя гонка в Монце Последней гонкой Михаэля Шумахера в "Формуле-1" будет Гран-при Бразилии, который пройдет в Интерлагосе 22 октября нынешнего года. К тому времени Михаэль Шумахер может стать восьмикратным чемпионом мира. Дело в том, что после Гран-при Италии, на котором легендарный немец объявил о том, что нынешний сезон для него – последний, он отстает от действующего чемпиона мира и лидера сезона испанца Фернандо Алонсо из Renault всего на два очка Квалификацию перед Гран-при Италии Михаэлю Шумахеру выиграть не удалось – это сделал Кими Райкконен, а семикратный чемпион мира стартовал со второго места. После старта Михаэль попытался вырваться вперед, однако опередить Райкконена сразу он сразу не сумел, но прочно “сел на хвост” пилоту McLaren. Райкконен первым отправился в боксы на дозаправку, и Михаэлю хватило всего нескольких кругов, чтобы сократить разрыв и опередить Кими. После того, как сам Шумахер побывал в боксах и вернулся на трассу, Райкконен уже был позади. Подобным приемом Шумахер пользовался уже не раз – ему всегда удавалось собраться и показать несколько феноменально быстрых кругов, которые позволяли опередить соперников. Что характерно, для Шумахера, похоже, все равно, кто заедет в боксы первым – оставаясь один на трассе, он был настолько быстр, что его соперник, выезжая с пит-лейна, почти всегда оказывался позади. Борьбы между Шумахером и Алонсо на это раз так и не случилось. Пилот Renault стартовал с десятой позиции, после того, как он был наказан за блокирование Фелипе Массы во время квалификации. Фернандо почти сразу смог прорваться на шестое место, где он “уперся” в болид Дженсона Батона. Британца Алонсо опередил во время пит-стопа, после чего долгое время ехал пятым. Во время последней, второй дозаправки Алонсо, казалось, повезло: он разом опередил и Массу и Кубицу. Однако счастье болельщиков Renault было недолгим – из болида Алонсо повалил белый дым, и испанский гонщик закончил гонку. В Монце также стоит отметить успех нового пилота команды BMW Sauber Роберта Кубицы. Молодой польский гонщик, который проводил свое третье Гран-при в Формуле-1, смог на старте вырваться с седьмой на третью позицию и удержать ее до конца гонки. Результат – первый, и вполне заслуженный подиум в карьере. Победа в гонке, когда главный соперник в чемпионате не смог финишировать – лучшее, чего мог желать Шумахер от домашнего для Ferrari Гран-при. Когда он шел к своему 153 подиуму, болельщики еще не знали, что через несколько минут будет объявлено о завершении карьеры лучшего (со статистикой не поспоришь) гонщика в истории чемпионата. А сам Михаэль, похоже, прощался и с публикой, и с командой: на подиуме, как нам показалось, он с трудом сдерживал слезы. Как бы не закончился нынешний сезон, за свою карьеру в "Формуле-1" Михаэль Шумахер добился выдающихся результатов. Он 245 раз стартовал на этапах Гран-при, одержал 90 побед, 153 раза финишировал на подиуме, 68 раз стартовал с поул-позишн, 114 раз – с первой линии, набрал 1354 очка, проехал в гонках 65 344 километра. Вряд ли кому то из действующих гонщиков в ближайшее время удастся хотя бы приблизиться к этим достижениям, а скорее всего, это рекорды из разряда "вечных". Место Шумахера в Ferrari теперь займет финн Кими Райкконен, лучший гонщик 2005 года, который все еще мечтает о том, что в один прекрасный день станет чемпионом мира. Возможно, он заставит итальянских тиффози менее болезненно воспринимать уход из гонок своего кумира. Что касается собственно "Формулы-1", то она будет теперь совершенно другой. Из нее ушла целая эпоха, которую олицетворял собой гениальный немецкий автогонщик. В следующем сезоне по нему будут тосковать все, в том числе и недоброжелатели. "Красный барон" сдал свои права… Шумахер виликий мужчина. Действительно последний из старого поколения