Рано или поздно они доберутся до кузова вашей машины. Расцветят панели рыжими пятнами, приподнимут пузырьками краску, оторвут точки сварки... Они — это вода и кислород, порождающие все многообразие процессов коррозии черного металла. В ваших интересах, чтобы все это случилось как можно позднее. И оружия обороны хватает, главное умело его применять. Расскажем об одном из классов препаратов. С давних времен за ними закрепилось название «мовили». Это не аббревиатура и не имя собственное — а первые слоги названий двух столиц, Москвы и Вильнюса, где были разработаны первые рецептуры. Со временем происхождение забылось, и слово попало в общий ряд со словами «тосол», «отксерить»... ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О МОВИЛЯХ? То, что они не панацея для любых случаев и имеют свое, очень важное, но и достаточно четко ограниченное применение. Во-первых, конечно же, это всевозможные стыки и полости, места с ограниченным доступом, пороги, рамы и подрамники, внутренние полости дверей и крыльев. На гладких и доступных внешним факторам поверхностях препарат удерживается недолго — поскольку сохраняет остаточную текучесть, просто смывается. Так что днище крыть мовилем нет никакого резона, для этого есть другие, более устойчивые к износу препараты. Которые, к слову, спасовали бы в стесненных «мовильных» условиях: у них текучесть ниже и в узкие щели они не проникнут. Можно упомянуть лишь одно применение мовиля на внешних кузовных панелях — если краска повреждена и металл открыт (авария, даже просто царапина), прямой резон обработать голый металл именно мовилем. Короткое время он там удержится и ржавления не допустит, его нетрудно при необходимости подновить, а когда дойдет очередь до ремонта-покраски, просто бесследно смыть растворителем вроде уайт-спирита. С краской мовиль не взаимодействует и в любом случае ее не повредит. МОВИЛЬ, КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ Строго и однозначно установленного состава мовили не имеют, но обладают некими общими свойствами, выраженными у разных производителей в разной мере. От мовиля ожидают, что он образует плотную, непроницаемую для факторов ржавления пленку. Причем пленку не краскоподобную, не полимеризующуюся полностью, а сохраняющую некоторую эластичность, вязкость и липкость во всем диапазоне температур и влажности. На практике у препаратов некоторых производителей остаточная текучесть, особенно в жаркое время, чересчур велика, кузов греется на солнце — и состав стекает. Другие, наоборот, при низкой температуре теряют эластичность и трескаются. Как нетрудно понять, и то, и другое говорит о невысокой пригодности таких препаратов. Хотите пример состава, который не стекает и не трескается — пожалуйста, мовиль ASTROhim, у которого в составе содержится воск, препятствующий вышеупомянутым процессам. КАКИМИ БЫВАЮТ Помимо классических мовилей существуют составы с разными добавками, к примеру, с преобразователем ржавчины. Этот тип мовилей содержит в составе ингибиторы коррозии. Если какое-то количество ржавчины в полости уже образовалось, поскольку заводская защита не сдержала коррозию, они вступают в действие. Хороший мовиль в этом случае пропитывает островки ржавчины, останавливает ее развитие, надолго консервируя статус-кво. Здесь тоже не все препараты выступают одинаково эффективно, поэтому производители, которые уверены именно в антикоррозионных свойствах, специально указывают на них в названии или аннотации препарата. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ Наносят мовиль в скрытые глазу, но доступные рукам места автомобиля кисточкой, но еще более удобно — аэрозольным распылением. Для этого лучше приобрести баллон с трубкой в комплекте. Тот же ASTROhim выпускает мовиль с преобразователем ржавчины в упаковке 520 и 1000 мл. Первый укомплектован трубкой, которой удобнее обрабатывать наружные поверхности ЛКП или неглубокие полости. А вот больший баллон снабжен более длинной трубкой, которую можно ввести в протяженную полость и затем, распыляя средство по всей длине, вытащить обратно. Сейчас, на пороге осени и в ожидании зимы, когда кузов будет атакован особенно агрессивно — водой дождей и луж, конденсатом в полостях из-за нагрева и охлаждения, препаратами от гололеда и прочими жидко-жуткими напастями, подумайте, вполне возможно, что в вашем кузове есть применение мовилю. Работа несложна и доступна как мелкой мастерской, так и частному владельцу, умеющему брызгать из баллончика и в общих чертах представляющему строение кузова автомобиля. 5koleso.ru