Всем Привет! Меня зовут Андрей, ///////////////////////////// Хочу поделиться с Вами, процессом разработки модели и изготовлением спойлера на стекло для Audi А6 С6. Думаю что кому-то это будет интересно, а кому-то даже полезно, особенно если возникнет желание "подзамарочиться" внешним тюнингом собственного авто, своими руками. По возможности, готов поделиться своим опытом в области моделирования элементов внешнего тюнинга. Прежде чем приступить к работе была поставлена следующая задача: -Изготовить аккуратный, не широкий, иллюзорно "продувной" лип-спойлерочек, который хорошо впишется в линии авто, не нарушит аэродинамики, и в то-же время не "потеряется", на кузове машины. Итак, этапы работ: 1. Макет дизайна. Из специального, скульптурного пластилина создаем макет будущей детали.
2. Подготовка основания. Заклеиваем посадочное место широкой малярной лентой. Делаем точную разметку под основание спойлера и выделяем ее узкой малярной лентой.
3. Шаблон профиля. Для создания точного профиля будущей детали, создаем шаблон, по предварительно изготовленному макету из модельного пластилина. Шаблон вырезаем острым лезвием из ПВХ пластика.
4. Основа модели. Для основы модели решили использовать эпоксидный пластилин. Сразу обозначу: деталь из этого материала получается тяжелой и навряд-ли подойдет для непосредственной установки на авто (хотя можно было-бы попробовать вложить в объем спойлера легкий пустотелый профиль). Для наших целей, вес прототипа не имел особого значения, так как мы будем снимать форму с модели, изготавливать специальную оснастку для производства детали из легкого и прочного пенополиуретана, но об этом позже...
5. Обработка модели. Отвержденную деталь снимаем с кузова авто через 12 часов. Эпоксидный пластилин Этал, оказался очень своеобразным материалом: -Наносить его очень сложно, липнет абсолютно ко всему, пока его укладывали, перепачкали им все, потом немного приловчились - резиновые перчатки нужно постоянно смачивать водой. -Обрабатывается довольно-таки легко, модель спойлера обточилась вручную без применения машинок. -Еще одна негативная особенность: отвердевшая деталь хоть и получается очень жесткой и прочной, но не "держит" формы, т.е. прогибается со временем если не лежит на плоскости всем основанием.
6. Шпатлевка, грунтовка. Процесс шпатлевки выполнялся с постоянным контролем исходного шаблона, чтобы не "потерять" точный "разрез" профиля спойлера. Симметрия правой и левой части модели, так-же контролировалась от центра, шаблонами по каждой плоскости. Погрешности по симметрии правой и левой стороны, а так-же по сечению профиля составили не более 1мм. Шпатлевка применялась обычная, полиэфирная, основной объем- универсальной, затем все плоскости "стягивались" отделочной- финишной. Сначала ровнялись плоскости и "наводились" канты, т.е деталь получалась с острыми углами в местах схождения плоскостей. Следующий этап "сведение" радиусов, или иначе точное, симметричное скругление углов, мы произвели с помощью матирующего слоя, на поверхности. Кстати, функцию матирующего слоя, или как его еще называют "контрольки" хорошо выполняет строительная сажа. Последующие слои: жидкой шпатлевки и грунтовки, были применены без каких либо особенностей.
7. Примерка модели спойлера на авто. После окончательной доводки, делаем последнюю примерку модели спойлера на машине, смотрим чтобы деталь точно становилась на свое посадочное место и не имела ни каких нюансов. Следующий этап- снятие формы с модели и изготовление оснастки для серийного производства.
8. Изготовление оснастки. Для изготовления качественных изделий из пенополиуретана требуется особо прочная оснастка, так как этот материал, во время реакции создает очень высокое давление. Так-же большое значение имеет температура поверхности формы, она должна быть достаточно теплой 30-40 градусов. Исходя из этого, для формы были применены особо прочные эпоксидные компаунды, рамка из металлического профиля, и медные трубки для водяного подогрева. На основание модели спойлера нанесена лазерная гравировка, отпечаток которой перенесся на поверхность формы.
Не совсем понял вопрос, если по поводу установки готового спойлера, то процесс монтажа на авто покажу позже, очень подробно, в этой теме. Ну а если в двух словах, я, устанавливаю спойлер на 3М ленту + полиуретановый герметик, с применением праймера. Сегодня-завтра, выложу интересное видео процесса изготовления детали из вспененного полиуретана.
Основные причины по которым спойлер не держится на авто с помощью 3М ленты или герметика: -не оригинальная лента: - подделка. -не качественный герметик: - не свежий, перемороженный, засохший, не подходящий для этих целей - слишком мягкий. -не правильно подготовлены поверхности стекла(или кузова) и посадочного места самого спойлера: - посадочные места должны быть чистыми, обезжиренными, сухими, и покрыты праймером, посадочное место самого спойлера рекомендуется еще и "заматовать", т.е. зачистить мелкой шкуркой(наждачкой). -температура поверхности кузова: - при вклейке на холодный кузов могут быть проблемы, особенно если машина загоняется с холода в телое помещение и не успевает нагреться. -качество материала из которого изготовлен спойлер: - иногда встречаются изделия из некачественного пластика, что даже правильная подготовка и применение праймера не помогают. -качество детали - если спойлер не идеально прилегает к посадочному месту на кузове, приходится его прижимать, в связи с чем создается напряжение. Герметики для монтажа которые хорошо себя зарекомендовали: SOUDAL 940, CHAMELEON желтый тюбик (в написании может быть ошибка, но называются примерно так), GRAVIT 630 польской фирмы NOVOL. Уточнять у продавца: срок годности, условия хранения, не должен быть подсохшим или перемороженным. Если будут предлагать аналоги этих-же производителей, или других - всегда просить вариант который будет потверже! Праймер (грунт) можно купить в небольшой баночке, от производителей 3М или АРР. Совет: при установке применить 3М ленту по краю, а в середину, без излишков, нанести еще и - герметик, так удобнее будет сделать монтаж и держаться будет надежнее. Подробную инструкцию по установке спойлера, с фото и видео, планирую выложить позже, в этой теме.