Здравствуйте друзья-товарищи. У всех нас разные машины: А4, А6, А8 причём А4 может быть в 2-х поколениях. У всех разные коробки передач: МКПП, АКПП (типтроник или вариатор), у всех разные типы привода - либо на передние, либо на все колёса, но объединяет нас одно: у наших машин одно сердце - 2.5TDI. Многие скажут что у этого двигателя очень много разных модификаций: AFB, AKN, AKE, AYM, BCZ, BAU, BDG, BDH,... отличающихся ГБЦ, поршнями, форсунками, распылителями, ТНВД, настройками работы двигателя, степенью сжатия и т.д. Но не торопитесь разводить их по "разным углам одной комнаты", как выяснилось за более чем год исследований - на конечный результат ТЮНИНГА это практически ни как не влияет. Работу в данном направлении начал больше года назад, результатом которой стали: увеличение мощности двигателя более чем на 40%, уменьшение расхода топлива относительно того, что было более чем на 30% и много других интересных фактов, о которых буду тут рассказывать. Писать мне придётся много (возможно уйдёт дня 2 на всё), поэтому пока не закончу рассказ и не выложу все сопутствующие данные (логи разгона, видео, и т.д.) попрошу преждевременно ничего не комментировать. С уважением, Семён.
Началось всё с того, что моя машина А6 2.5 TDI (AKN) МКПП передний привод начала сильно дымить при нажатии на педальку газа, и всё бы ничего, если бы дым не шёл при равномерном движении, но она дымила (правда не так сильно) и в режиме обычной езды. Мало того, если машина была хорошо прогрета, то что бы её завести, приходилось крутить стартер секунд 5-7. Но и это не всё, начиная с 2000об звук работы двигателя был очень не приятным, описать не могу, но могу сказать что старался не крутить двигатель выше 2000об, что бы не резало слух. Из за чего приходилось топтать педаль газа, что бы более-менее поддерживать скорость потока, особенно утром, когда все летят на работу.
В итоге я решил как уже делал не однократно полазить по дизельным темам, и поглядеть что народ говорит вообще про всё это и чем это грозит. И по воле судьбы сразу же наткнулся на тему "Установка новых распылителей BDG на форсунки AFB!", где народ обсуждал в теории и частично подтверждал на практике преимущества данной конструкции. В итоге как заядлый экспериментатор я загорелся идеей установить БДГшные распылители на с АФБшными корпусами форсунок себе, подумав что чёрный дым у меня идёт именно из за того, что форсунки уже устали, ведь пробег машины составлял около 280 тысяч км, а по двигателю ничего заменено не было ни разу. Будучи не очень сведущим человеком во всех делах связанных с ремонтом дизельных двигателей я обратился за советом к Диме, это один из "отцов" идеи о прилаживании БДГраспылителей к корпусам АФБфорсунок. Он отослал меня за советом к Юре - человеку, который смог реализовать данную идею на практике. А Юра сказал мне следующее: мол если поставить данные распылители с форсунками на мой мотор, то мощность упадёт и что бы её восстановить, то придётся делать индивидуальный чип-тюнинг у Петра, что бы вернуть мощность до нормальных показателей. Я подумал что всё это фигня и что я установив себе данное чудо-изобретение ни какой чип-тюнинг делать не буду, т.к. всё будет ГУД! И тачка станет кушать соляры мало, ехать - быстро, и дым исчезнет, как будто его и не было вовсе ... и договорившись с Юрой о встрече радостно предвкушал результат!
Вынув мои форсунки оказалось что корпуса у них точно такие же как и у форсунок с двигателей AKE, AYM, BAU, BDG,... А вот распылитель - пятидырочный, как у АФБ. И ещё оказалось что давление открытия первой ступени в районе 190-200 бар, и форсунки - немного льют. В итоге установив всё я поехал и ... и оказалось что машина потеряла, судя по ощущениям порядка 30% мощности. Но моей первоначальной целью была всё же экономия, по крайней мере я сам себе это старался внушить и продолжил ещё некоторое время ездить на "овоще-машине", замеряя расход, который оказался в районе 10.5 литров. По сравнению с теми 14 литрами, что были - результат и впрямь отличный, но меня убивало то, что теперь моя машина - черепаха! Попутно я заметил что дым хоть и поубавился, но полностью не исчез. И через некоторое время я решился на следующее безумство, как может показаться со стороны: я решил обработать ТНВД и форсунки "чудо-средством" (эту аббревиатуру придумали клубни, читавшие мои отчёты по использованию сего девайса). Подробно как проходил обработка рассказывать не буду, кому интересно можете прочесть в теме про установку распылителей БДГ на форсунки АФБ, но эффект был потрясающий: во первых по ощущениям прибавилось лошадей 20-30, а во вторых полностью исчез дым, на любых оборотах и при любых нажатиях на педаль газа!
Но всё равно, хоть часть мощности и вернулась, но мне её было совсем не достаточно, к тому же у жены была шкода октавия тур с двигателем 1.8Т, которая разрывала мою аудюшку-сараюшку в щепки , даже без особых стараний... И я решился на чип-тюнинг у Петра. Для этого нужно было сделать следующее: впаять "кроватки" в блок управления двигателем, купить дополнительно подходящие чипы, на которые можно перезаписывать программу не однократно, перемотать патрубки идущие от турбины к интеркулеру и от интеркулера к впускному коллектору армированным скотчем, что бы они не лопнули, когда Пётр поднимет давление турбины до 2.5 или более атмосфер. С впайкой кроваток и с поиском необходимых чипов мне помог Сергей (serg_94) - спасибо ему! А вот обматывать патрубки скотчем я решил сам. Геморой вышел с этим делом ужасный, но тем не менее я всё сделал и заранее договорившись поехал к Петру.
Да простит меня автор, искал, не нашел, знаю есть разница в КВ для механики и автомата, разница заключается в наличии и отсутствии втулки на самом КВ, кто нибудь может ткнуть где посмотреть?
Пётр поднял максимальную цикловую подачу с 40 мг до 50 мг , поднял давление наддува до уже не помню каких цифр, но в районе 2400-2500мбар. Изменил углы впрыска на холостых оборотах и сделал ещё некоторые манипуляции, про которые лучше спросить у него. В итоге машина поехала хорошо. Думаю примерно так же как она ехала до замены распылителей. Но время разгона 0-100 как я ни старался у меня не получалось уменьшить даже до 11 сек... Логи тогдашнего моего разгона к сожалению у Петра не сохранились ... Поэтому выложить никаких данных за тот период к сожалению не могу.
Через некоторое время бурных обсуждений в теме про "установку распылителей БДГ на форсунки АФБ" всех получившихся результатов мы с Петром решили поднять цикловую ещё выше ! И приехав к Петру и перечиповавшись максимальная цикловая подача была уже не 50, а 55 мг ! По ощущениям машина стала ехать ещё лучше. Логи тех разгонов вроде уже есть у Петра и надо будет попросить их у него, что бы выложить тут, на всеобщее обозрение.
Но я человек безбашенный и несмотря на всеобщие предупреждения о том, что у меня накроется коробка передач, забуксует сцепление и вообще всё нафиг развалится мы решили ещё увеличить цикловую ...
Но что бы дальше увеличивать цикловую, нужно было что бы турбина вдувала достаточно воздуха, а значит надо было ещё поднять давление наддува, но штатный датчик, измеряющий давление не видит давления выше 2.6 бара, поэтому пришлось изощриться и установить себе датчик от 3-литрового турбодизеля от новых моделей ауди. Но просто так его конечно не установить, т.к. у него другой вход в интеркулер и с него идёт другой сигнал на ЭБУ. Поэтому пришлось изощриться и сделать специальный переходник, что бы он вставал в интеркулер, а Пётр поменял "кое-что" в прошивке, что теперь показания через ваг-ком по давлению - ровно в 2 раза меньше реальных. В итоге датчик теперь мог видеть давление аж до 3.1 бара, что позволяло влить почти ведро топлива. Главные страхи были связанные с тем: выдержит ли коленвал нагрузку, не прогорят ли поршни от перегрева и не треснут ли поршневые кольца от перенагрузки. И конечно же как будет чувствовать себя коробка ... ведь мне уже на 55мг пророчили кончину сцепления.
В очередной раз побывав у Петра цифры цикловой стали следующими: давление по наддуву увеличилось до примерно 2.8 бара, а цикловая - до 62мг ...
НО: реального прироста мощности я не ощутил ... в голове конечно эффект "плацебо" присутствовал, но попа чуяла, что вжимать её в сиденье сильней не стало. Спустя некоторое время Петя предложил поднять цикловую до 65мг. И я конечно с радостью согласился. Но и после поднятия цикловой до 65 толком ничего не изменилось. Хотя по цифрам в двигатель топливо лилось просто вёдрами !!! И вот в один из прекрасных летних вечеров я взяв друга решил выехать на МКАД и проверить: до какой скорости сможет разогнаться машина. Ведь в ней по идее должен был быть просто немеренно огромный табун лошадей! И что вы думаете - до 170 км/ч машина разгонялась очень уверенно и бодро, но далее шёл какой-то затуп и к 200км/ч она еле доползала. Конечно это вызвало у меня бурю негодования, т.к. на стоковой прошивке с льющими форсами я куда легче достигал отметки в 200км/ч, а тут я потратил аж 9 месяцев жизни, кучу труда и времени и денег, а результата особого как оказалось НЕТ !!! И я начал искать причину.
Во первых я разобрался с цикловой подачей на хх и с тем как её значения влияют на разгонную динамику на низах, средних оборотах и верхах. И проведя много заездов-экспериментов с разными её значениями были сделаны следующие выводы: при значениях цикловой ниже 3-3.5 на низах машина едет очень хорошо, но на верхах - идёт провал по мощности. На больших значениях, в районе 5-6 - машина на низах тупит, а на верхах едет однозначно лучше чем при цикловой в районе 3, а оптимальным оказалось значение в районе 4: машина ехала на низах чуть хуже чем на 3, но на верхах ехала так же как и на 5-6, в итоге общая эластичность двигателя при таком значении оказывалась самой высокой, т.е. время разгона в пределах одной передачи было самым маленьким. Подробности этих экспериментов и теоретическое обоснование того, почему так происходит можете прочесть в теме про установку распылителей БДГ на форсунки АФБ.
В итоге я пришёл к выводу что по каким-то причинам машина по каким-то причинам не развивает достаточно мощности на высших оборотах и поэтому к 200км/ч её разгон практически прекращается. Но единственным возможным способом проверить это была поездка на стенд мощности. Вот что я увидел: http://cs408931.vk.me/v408931658/49b3/kVUjzOWuN_Q.jpg Во первых очень странная картина получалась: при якобы 65мг цикловой при 4000об максимальная мощность составляла какие-то вшивые 165лс ... и мало того, всё стало очевидно с разгоном до 200км/ч - максимальная мощность достигалась на 3200-3600об, а после этого начинала резко падать! Именно поэтому машина очень бодро разгонялась до 170, а со 170 до 200 еле еле доползала. Возник вопрос: почему при такой цикловой мотор выдаёт такую мизерную мощность ... ?! У меня возникла теория о том, что ТНВД от мотора AKN попросту не может пропустить через мизерные дырочки в БДГ-распылителях нужный объём топлива, т.к. заточен под совсем другую пропускную способность распылителя. Мало того, было выявлено вот что: максимальная мощность достигалась в тот момент, когда в ТНВД длительность впрыска равнялась 80 градусам по коленвалу. А происходит это как раз в районе 3500-3600. Это означало, что топливная система работала на пределе своих возможностей и больше увеличить мощность с данным "железом" было невозможно ...
И первая мысль которая мне пришла на ум: мощность первый раз упала тогда, когда я установил распылители БДГ, а следовательно они являются неким тормозящим фактором во всей этой конструкции! Значит первое что надо попробовать - установить новые распылители! Но какие ? Самым оптимальным вариантом были распылители БАУ, т.к. имели самое большое сечение дырок. Я кинул "клич" о том, что хотел бы обменяться можно сказать почти новыми распылителями БДГ на ваши, если они тоже более-менее живые и желающий человек почти сразу нашёлся. Правда мы точно не знали какие именно у него распылители: БАУ или АКЕ, т.к. у него двигатель был вроде как поздний АКЕ, на котором по идее должны были стоять ТНВД и распылители БАУ, но кто его знает что там да как в реальности. В итоге, когда машины были уже разобраны выяснилось что у него распылители АКЕ ... это конечно была не самая радостная новость для меня, но по большому счёту мне было всё равно, главное надо было понять - изменится ли что-то поменяв лишь распылители. И первый же нажим на газ в пол сразу расставил все точки "над, и" ))) Нас с Илюхой не плохо так прижало к седушкам и по мокрому асфальту машина начала понемногу пробуксовывать аж на 2 передаче ... чего раньше никогда не происходило.
П.С. продолжение ждите завтра утром, днём и окончание истории с записями логов и прочей галиматьи: возможно - к вечеру а сейчас - пора спать ...