МОСКВА, 5 января. /ТАСС/. Народный артист России, актер Театра на Таганке Иван Бортник скончался в пятницу вечером на 80-м году. Об этом ТАСС сообщила супруга актера Татьяна Борзых. "Иван скончался вчера в 23:00, - сказала супруга актера. - Врачи говорят, что скорее всего тромб". Иван Бортник родился в Москве в 1939 году, учился в ГИТИСе и Театральном училище имени Щукина. Работал в Театре имени Гоголя, однако большую часть жизни отдал Театру на Таганке, где подружился с Владимиром Высоцким, который посвятил ему песню "Письмо к другу". Иван Бортник сыграл в фильмах "Родня", "Место встречи изменить нельзя", "Иван да Марья", "Вторая попытка Виктора Крохина", "Объяснение в любви", "Зеркало для героя". В Театре на Таганке он принимал участие в таких спектаклях, как "Гамлет", "Пугачев", "Три сестры", "Павшие и живые", "Владимир Высоцкий" и других. Прощание с народным артистом России Иваном Бортником пройдет 8 января в Театре на Таганке, в котором актер работал долгие годы. Об этом ТАСС сообщила в субботу директор театра Ирина Апексимова. "Прощание состоится во вторник, 8 января, в нашем театре", - сказала Апексимова. Иван Сергеевич Бортник родился 16 апреля 1939 года в Москве. Отец - Сергей Васильевич Бортник (1895-1979) - заместитель главного редактора Государственного издательства художественной литературы. Мать - Мария Сергеевна Горячкина (1912-1987) - доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. М. Горького. В подростковом возрасте посещал театральную студию при Московском городском доме пионеров и октябрят, затем - самодеятельную киностудию при Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького. В 1957 году поступил на актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне - Российский институт театрального искусства - ГИТИС), но перевелся в Театральное училище им. Б. В. Щукина (ныне - Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова). Окончил его в 1961 году. Художественным руководителем курса был Владимир Этуш. Народный артист России Иван Бортник будет похоронен на Троекуровском кладбище, ранее предполагалось, что похороны пройдут на Востряковском кладбище. Об этом ТАСС сообщила в субботу директор Театра на Таганке Ирина Апексимова. "Хоронить Ивана Бортника будут на Троекуровском кладбище, родственники думали, что на Котляковском кладбище есть место, но его в итоге не оказалось", - сказала Апексимова. Прощание с актером пройдет во вторник, 8 января, в Театре на Таганке. https://tass.ru/kultura/5975667 https://tass.ru/obschestvo/5975921 https://tass.ru/info/5975927 https://tass.ru/obschestvo/5976203
Интересные факты о съемках этого эпизода фильма "Место встречи изменить нельзя" ( 1979 г.) Вспоминает И. Бортник ( Промокашка из банды Горбатого): "Как снималась сцена выхода из подвала? После спектакля “Павшие и живые” мы с Володей подъехали к месту съемки у Яузских ворот. Это недалеко, минуты две езды. Говорухин стоит мрачный, матерится. Не складывался эпизод: все выходят, бросают молча пистолеты, скучно, серо, однообразно… Станислав (Говорухин) мне говорит: “Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь”. А время уже поджимает. Мы пошли с Володей вниз, в подвал, переодеваться. И тут мне пришла в голову мысль… Это было для всех неожиданностью. На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними… Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утерся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…». Но еще неадекватнее повели себя охранники. Надо сказать, что Говорухин нашел для этого эпизода настоящих милиционеров тех лет, давно уже вышедших на пенсию. Их переодели в послевоенную форму и привезли на съемку. И что с ними случилось! Они вроде понимают, что я актер, но внезапно произошло что-то такое в их сознании: а вдруг не актер? Вдруг настоящий уголовник? У них, вероятно, перед глазами все смешалось, и они стали меня бить, заламывать руки так, что я просто заорал от боли. И они кричат: «Ах ты, тварь паскудная, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!» …В общем, скажу я вам, было страшновато. А зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, аплодировали нам. Конечно, все это потом вырезали, потому что в те времена кадры, в которых уголовник плюет в лицо «власти», не могли быть допущены до зрителя. Замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал: «А это что за персонаж? Уберите. Не то, завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке». …Жаргон весь убрали. «Малину» помните? Там сначала всех за столом показывают, потом каждого в отдельности. Потом бандиты уходят спать — и все. А у меня там еще целая игра была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-то пьяным мычанием. Но актриса начинала откровенно смеяться, и ничего из этой сцены не получилось…» (с)