Разумнее единожды установить "сезонные" шины на колеса, чем дважды в год ездить на шиномонтаж. Важно только "не промахнуться" с выбором. О выборе шин пишется и говорится много и повсеместно, куда меньше — о колесах, именуемых в просторечии «дисками». (Пути развития языка неисповедимы, но диск — это лишь часть колеса: нужен еще обод. Мы придерживаемся «старомодной» терминологии.) Наиболее распространены сегодня стальные и легкосплавные колеса. Первые, как правило, штампуются и свариваются, вторые отливаются или «куются», точнее — формуются из расплава под большим давлением. Существуют и комбинации материалов и технологий. Колесный диск. Заусенцы нипельного отверстия При заведомо хорошем качестве отдать предпочтение тому или иному типу колес сложно. У каждого свои достоинства и недостатки. Самыми совершенными считаются «кованые» легкосплавные. Они легче и прочнее прочих, но при ударе о препятствие обод не гнется, а прорезает боковину шины. Для производства «ковки» требуются сверхмощные прессы, которыми располагала только советская оборонка. В широкой продаже «кованых» колес практически не осталось — оставим диковинки за рамками беседы. Колесный диск. Неровный шов Главное достоинство литых колес — дизайн. Если используются правильные сплавы и технологии, добавляется меньший, чем у стальных, вес. Но легких сплавов и технологий литья столь много, что предугадать качество изделия по внешнему виду не сможет ни один специалист. Тем более что почти все они покрыты очень красивой краской. Что станет с колесом, если прижаться им к бордюрному камню? Треснет ли обод? Разрастутся ли от нашей дорожной соли в больше не защищенных местах белые «лишайники» коррозии? Не развалится ли после удара колесо в другом месте и на другой скорости? Колесный диск. Несоответствие профиля шаблону Единственный возможный совет: покупайте литые колеса только у надежного продавца. Лучше — изделия европейских или отечественных производителей. Многие годы мы рекомендовали на зиму покупать стальные колеса. Скорости зимой меньше: преимущества более легких деталей практически не реализуются. Зато вероятность «поймать» яму значительно возрастает. Наша дорожная грязь придает любым колесам одинаково непрезентабельный вид. Сталь ржавеет, но и некоторые сплавы без краски коррозируют. Заново красить стальные колеса проще. Да и править их в случае деформации допустимо. Теоретически, можно «разогнуть» и легкосплавный диск, но без предварительного просвечивания на рентгеновском аппарате ставить их на машину безрассудно. В том, что лучший зимний вариант — стальная штамповка, мы были безоговорочно уверены до тех пор, пока в распоряжении нашей редакции не оказались результаты сравнительных испытаний немецких и китайских стальных штампованных колес, проведенных германским «Союзом по техническому надзору» (TUV). В качестве эталонов немецкие эксперты взяли изделия компании KFZ, известные своим качеством даже в России. Колесный диск. Результат теста — разбитое крепежное отверстие Рассказ о стендовых испытаниях, которые китайские образцы дружно не выдержали как не имеющие практической пользы для стоящего перед прилавком покупателя, отложим до лучших времен. Основной вывод — и стальные колеса могут быть опасны для жизни. Рассмотрим только те параметры, которые могут помочь отличить добротное изделие от «левака». Некачественная окраска и отсутствие маркировки на внешних, т.е. не закрываемых шиной поверхностях, не опасны, но дают основание насторожиться. А вот ниппельное отверстие с заусенцами приведет когда-то к падению давления. Сварные швы, объединяющие заготовки в единое целое, не должны иметь дефектов типа неравномерностей, ступенек, непровара и т.п. Очень важны геометрические размеры изделий. Диск с неправильным профилем может задевать за тормозной суппорт, а то и препятствовать установке колеса. Как оказалось, и хамп, кольцевой выступ, удерживающий бескамерную шину на ободе, может иметь «не те» размеры. «Съехавшая» с обода в повороте покрышка управляемости автомобилю не добавит. Колесный диск. Ступенчатый шов Удивительно, но на одном из китайских образцов был «провален» даже посадочный диаметр обода. То, что неплотно сидящая шина может стравливать воздух, — полбеды, а вот провернувшаяся при экстренном торможении или резко сбросившая давление — уже беда. Полезно проверить диаметры отверстий. Большое центральное обеспечивает правильную фиксацию колеса на ступице или полуоси. Те, что поменьше, по периметру диска, отвечают за вентиляцию (охлаждение) тормозов. А через самые маленькие ближе к центру проходят крепежные болты или шпильки. При неправильном диаметре или форме отверстий (конусной вместо сферической) колесо с большой вероятностью отвинтится на ходу. В лучшем случае отверстия разобьются, и колесо придется выбросить. Для оценки качества колесо полезно… взвесить. Вес, больший, чем у штатного, скорее всего свидетельствует не о прочности изделия, а о применении обычной углеродистой стали взамен высокопрочной. Рассказанное вовсе не означает, что все китайские автомобильные комплектующие нужно прямым путем направлять на переплавку. Наши восточные соседи научились выпускать и вполне приличную продукцию. А энергичных бракоделов предостаточно во всех развивающихся странах, включая нашу. Если же технические премудрости вам в тягость, воспользуйтесь здравым смыслом. Качественное колесо любого типа не может стоить дешево: своего стоят и материалы, и оборудование. А рабочая сила серьезным образом на цену не влияет. Это правило не абсолютно, т.к. дорого может стоить и негодное изделие. Крайне желательно наличие сертификации TUV, авторитетнейшего независимого технического контролера. РосТест скорее выдает разрешения на продажу, чем проводит полнообъемные испытания. Да и можно ли доверять госструктуре в погрязшей в коррупции стране? И здесь есть оговорка: нанести любую маркировку и на упаковку, и на колесо проще, чем изготовить качественную деталь. Так что будьте благоразумны, и храни вас господь. Владимир Заборщиков http://www.5koleso.ru/articles/Tehnika/Vibor_koles_Krugloe_na_kruglom