Лет 8 назад, контора в которой я работал поставляла комплекты гпс-трекеров в автопарки. В комплект можно было заказать емкостной датчик топлива, чтобы расход в трекер писать. Так-что космос он уже давно на земле. Как в бачке с ОЖ.
Да нифига не сложно. Вот простая схема сигнализатора низкого уровня топлива, собранная на стабилитроне TL431. Слева, в красном прямоугольнике, изображены индикатор уровня топлива PA1 (показометр, что на приборной панели) и переменное сопротивление R или датчик уровня топлива (ДУТ), что в бензобаке. Справа – наша схема. Как оно работает. На верхний по схеме контакт #1 индикатора PA1 подается стабилизированное напряжение 10 вольт со стабилизатора напряжения приборки, нижний контакт ДУТа соединен с «землей» (массой) автомобиля. При изменении уровня топлива и, соответственно, сопротивления R (ДУТа) изменяется падение напряжения на этом сопротивлении, причем, чем меньше топлива, тем больше сопротивление и тем больше напряжение в точке #2. Например, БК на моем авто начинает показывать остаток пути в 50 км при 7,5 В в этой точке (третья слева красная риска на шкале показометра), вторая риска – 8 В, первая – 8,5 В. Вот напряжение в этой точке и будем использовать, как управляющее для нашей схемы. Теперь о схеме. Внутри TL431 имеется встроенный источник опорного напряжения 2,5 вольт. Значит, чтобы сработал стабилитрон (открылся транзистор внутри микросхемы), нужно подать на его вход напряжение чуть больше 2,5 вольт. В нашей схеме на вход TL431 подключен делитель напряжения из резисторов R1 и R2, на левый вывод R1 как раз и подается управляющее напряжение из точки #2. Подстроечным резистором R1 (желательно многооборотным) выбирается напряжение, при котором стабилитрон откроется и загорится светодиод VD1. Резистор R3 ограничивает ток, протекающий через светодиод, его номинал – 680 Ом - 1 кОм. Через этот резистор и через светодиод как раз и питается наша микросхема TL431, причем, ток потребления – доли миллиампера (~0,4 мА). Однако, при приближении к точке открытия стабилитрона, ток несколько возрастает и наблюдается слабое свечение светодиода. Это явление устраняется включением параллельно светодиоду резистора R4 номиналом 2 - 3 кОм. Питается схема в нашем случае напряжением 10 вольт, которое снимается с верхнего контакта #1 показометра. Хотя можно подключить и к любой другой точке на приборке, где есть плюс 12 вольт при включенном зажигании. Ток, «отбираемый» от цепи индикатора и поступающий на вход микросхемы TL431, составляет доли миллиампера и на показания индикатора никак не влияет (ток через индикатор в интересующий нас момент – около 40 мА, что на два порядка выше). Схему собрал на макетной плате и с реальным показометром. Работает , причем, точность срабатывания – несколько сотых долей вольта.
Если я покажу эту схему какому нибудь электрику он сможет собрать мне все до кучи и поставить на машину? Или еще что-то нужно будет уточнять?
Ну ты имей ввиду, что надо не просто поставить, а отрегулировать порог срабатывания - например, на 5 литров. То есть, прежде, чем собирать окончательно. Поэтому надо все подключить, но чтобы висело "на проводах" или был доступ к подстроечнику. Мой опыт: я ставил схему на 2 своих машины, А100 и Пассат-В3. Так вот, на пассате в приборке штатно стоят светодиоды и еще свободные места для них (заглушенные). Поэтому поставить светодиод (желтый, потому что в авиации, например, топливные трубопроводы красят желтым) легко и его хорошо видно. То есть, выглядит не как колхоз. Что касается Ауди, я решил задействовать индикацию "Check engine" (тоже желтенькая), она на моем моновпрыске не используется. Оказалось, что колодец для лампочки там изогнутый и довольно глубокий. Обычная маленькая лампочка светит хорошо, а светодиод, даже яркий, видно плохо. Пришлось мудрить лампочку и подключать ее через транзисторный ключ. Подозреваю, что на А80 придется делать то же самое.
Странно, когда я лампочку дальнего света заменил на светодиод, то оказалось, что светит слишком ярко, хотя тоже колодец изогнутый и высотой сантиметра три. Пришлось ставить резистор большего номинала. А светодиод ручника светит так, как штатная лампочка не светила. Надо будет глянуть, чего я там наворотил (забыл уже, давно было).
Возможно, в моем случае это потому, что на пассате светодиод светит напрямую, без светофильтра, а на ауди - в глубину колодца и через светофильтр. Я сначала поставил белый яркий светодиод, и он освещал светофильтр неравномерно и этаким мертвенным светом, с выраженным пятнышком в одном месте. Лампочка же стала освещать светофильтр нормально, как положено, т.к. у нее свет ненаправленный. Единственное, пришлось на плате приборки надрезать штатные дорожки от контактных площадок, а к контактным лепесткам патрона припаять проводки от схемки.
Да, было такое. Я срезал линзу, матировал шкуркой, даже клеил чего-то рассеивающее. Вот не помню уже, на чем я там остановился, но светит равномерно и с нужной яркостью. На выходных, наверное, буду снимать приборку (это у меня как развлечение ), гляну. У, а сколько я их подрезал.
Схемка - вещь! Жаль, что для экспериментов сейчас на улице погода нелетная... Но схемку соберу на плАтке и положу про запас - вдруг, да придется снимать приборку за какой-нибудь надобностью... А не придется - тогда по весне залезу и поставлю.
Говорят, руль можно не снимать. В этом случае несколько неудобно к штекерам подлезать. У меня без подушки, я снимаю.
Снять - не проблема. Просто это не тот случай, чтобы туда обязательно нужно было лезть именно сейчас.
Напряжение - вольты . Может, напряжение - литры? В любом случае никаких таблиц нет, все подбирается экспериментально и индивидуально на конкретной машине.