Добротные каменные дома на главных улицах, приветливый фонарик над входом в таверну, благодушные, сытые лавочники пьют пиво за чистыми столами и рассуждают о том, что мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут, заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и светел, а дон Рэба безгранично умен и всегда начеку. "Выдумают, надо же!.. Мир круглый! По мне хоть квадратный, а умов не мути!..", "От грамоты, от грамоты все идет, братья! Не в деньгах, мол, счастье мужик, мол, тоже человек, дальше - больше, оскорбительные стишки, а там и бунт...", "Всех их на кол, братья!.. Я бы делал что? Я бы прямо спрашивал: грамотный? На кол тебя! Стишки пишешь? На кол! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!", "Бина, пышка, еще три кружечки и порцию тушеного кролика!" А по булыжной мостовой - грррум, грррум, грррум - стучат коваными сапогами коренастые, красномордые парни в серых рубахах, с тяжелыми топорами на правом плече. "Братья! Вот они, защитники! Разве эти допустят? Да ни в жисть! А мой-то, мой-то... На правом фланге! Вчера еще его порол! Да, братья, это вам не смутное время! Прочность престола, благосостояние, незыблемое спокойствие и справедливость. Ура, серые роты! Ура, дон Рэба! Слава королю нашему! Эх, братья, жизнь-то какая пошла чудесная!.." А по темной равнине королевства Арканарского, озаряемой заревами пожаров и искрами лучин, по дорогам и тропкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твердые как сталь в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу... Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век..
Две молодые матери четвертый месяц разделены со своими маленькими детьми, зато православные активисты проведут 1 июля молитвенное стояние в центре Москвы, на улице Арбат, против гомосексуализма, абортов и "осквернения святынь". http://vk.com/stojanie
не обязательно лишний раз доказывать мне свою религиозность и благочестие, Христьян Людвикович, я в них не сомневаюсь я знаю почему ты такой злой почитай что пишет бывший священнослужитель - http://nnm.ru/blogs/shivadance777/chem-mozhno-zarazitsya-v-cerkvi/ (брезгливым лучше не читать)
ты еще и писать то правильно не умеешь, Джоржик я имбицилу ничего доказывать не собираюсь, бесполезное занятие
Людвиг, ты сам признался, что не способен доказать что-то даже имбицилу Почитай - к какому подвиду православных ты относишься? http://www.ej.ru/?a=note&id=11911
В психологии есть определение, что человек, вешающих без доказательно на других ярлыки - обычно вешает именно свои недостатки. Когда одна женщина на другую орет, что она проститутка - можно с уверенностью сказать, что именно у кричащей с этим проблемы. Ну я достаточно мягко мысль донес?
разговариваю с ним на его же языке вот ведь зарекся игнорировать данного клоуна, нет же уподобляюсь ему..
Все эти дела и эти разговоры давно описаны. Ф.М. Достоевский "Бесы" Демогогия-это еще не ум. В некоторых государствах они даже становятся президентами, а граждане вынуждены скитаться по чужим форумам. В любом деле-как и в религии, есть недостатки. Я выбираю хорошее. Другим нравиться копаться в помойке. "Каковы вкусы человека, таков и он сам"
это не моя хренотень, а мнение бывшего священника, полезно ведь знать что сами священнослужители думают о некоторых обрядах? то, что ты не можешь разобрать текст - тревожный признак, может тебе к врачам обратиться?
Сублимативная аффектация по истероидному типу а что там с собакой, Людвик? твоя нетерпимость к мнению других не удивляет, т.к. подобная нетерпимость обычно прослеживается у членов религиозных сект, а РПЦ давно превратилась в секту тоталитарного типа в РПЦ даже положения учения Иисуса вывернуты наизнанку я недавно давал ссылку на интервью с лейтенантом полиции, где кроме всего есть один интересный момент про посещение церкви: Видно, что запрос на РПЦ сформирован не для того чтобы совесть заговорила, а чтобы ПЕРЕСТАЛА МУЧИТЬ. Заглушить голос совести. В сознании таких верующих РПЦ необходима, чтобы уничтожить то, что составляет суть христианского запроса на спасение - голос индивидуальной совести в общении с богом. Исповедь в такой церкви, видимо, избавляет от души. Т. е. РПЦ МП предлагает иной аппарат спасения, чем христианство. Это признаки деструктивной тоталитарной секты.
В России история может повторяться исключительно в виде фарса : http://www.youtube.com/watch?v=j4sF0oLO-_4&feature=player_embedded
PUSSY RIOT ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. «Моцарт? Слишком просто для новичка. И слишком сложно для мастера». Это парадоксальное утверждение Святослава Рихтера идеально подходит для Pussy Riot. Сегодня, когда ржавое колесо общественного мнения со скрипом и скрежетом двинулось в обратную сторону, самое время раскрыть ноты, и… признать себя самоуверенным новичком. Даже хуже. Намного хуже. Нормальные новички – это президент Эстонии, министр иностранных дел Чехии, «Эмнисти Интернэшнл», наконец. Они доверяют своим глазам, которые видят достаточно тривиальную для европейца картину: группа девушек выступила с антипутинским манифестом накануне президентских выборов. И всё. Возможно, они навели справки и узнали, что это уже четвёртое выступление панк-группы Pussy Riot. И каждый раз содержание выступления было протестным. А может обошлись без этого. Не знаю. В том, что площадкой для последнего выступления Pussy Riot стал амвон Храма Христа Спасителя, для вменяемого европейца тоже нет ничего удивительного или возмутительного. Центральная тема в панк-молебне - стяжательство и сервильность церковного руководства - где же еще об этом петь, как не в центральном храме страны? Тем более, что рефреном в панк-молебне идёт молитва к Богородице об избавлении страны от тирана. Итак, мотив выступления очевиден – политический протест. И цена его понятна – нарушение общественного порядка, за которое полагается штраф. Арест, уголовное дело, многомесячное содержание под стражей - явная попытка расправы над инакомыслящими. Чего тут непонятного? Конечно, сотрудники культового сооружения, явившиеся невольными свидетелями панк-молебна, вольны его остановить и добиться выдворения его участниц. И в Чехии, и в Эстонии есть свои Православные Церкви. Эстония к тому же – родина патриарха Алексия II. Там находится знаменитый Пюхтицкий женский монастырь. Эстетическая несовместимость панк-молебна и церковной традиции – вещь для европейцев понятная и бесспорная. С другой стороны, такое вторжение для церкви – лишь неприятный эпизод, который заканчивается в момент выдворения нарушительниц за пределы церковной ограды. Показательно, что в Эстонии с критикой в адрес президента, признавшего Pussy Riot политзаключёнными, выступил лютеранский архиепископ Пыдер (давний приятель патриарха Кирилла по экуменической деятельности). А представители Эстонской Православной Церкви от комментариев воздержались. Сегодня уже мало кто помнит, что и в России, первая реакция представителей Церкви на панк-молебен была более, чем сдержанной. Выход на амвон Храма Христа Спасителя, вообще, никто не заметил. Присутствовали там девушки 20 секунд. Потом охранники сами помогли им донести вещи до выхода. Задерживать «преступниц» никому в голову не пришло. И когда в сети появился скандальный ролик, с песней «Богородице Дево! Путина прогони!», реакция главных официальных спикеров РПЦ МП была спокойной. Чаплин отмахнулся от корреспондента – мол, много чести на всякую ерунду реагировать. Кураев посетовал, что девушек не накормили блинами – Масленица же! Патриарх Московский и всея Руси в то время был занят судебной тяжбой – помогал своей «троюродной сестре» выбить из протоиерея Георгия Шевченко большие деньги за пыль на книгах. Панк-молебном не интересовался. О том, что в Храме Христа Спасителя произошло что-то достойное внимания, мы впервые узнали от свежеизбранного президента Путина, об изгнании которого девушки просили Богородицу. Он неожиданно «извинился» перед «патриархом и верующими» за что-то «возмутительное». Патриарх промолчал. И молчал долго. Почти две недели. За это время многое произошло. С лёгкой руки знатока и защитника радикального исламизма Максима Шевченко стартовала беспрецедентная по масштабам и ожесточённости информационная кампания – людям чуть ли не кувалдой вбивали в головы мысль о том, что они обязаны желать девушкам из Pussy Riot скорой и мучительной смерти. Мгновенно преобразился Чаплин. Напуганый Кураев начал робко отказываться от своих слов. Потом бойцы спецподразделения МВД РФ по борьбе с экстремизмом (Центр «Э») задержали двух молодых мам, которые ни от кого не скрывались – Надежду Толоконникову и Марию Алехину. Позднее к ним присоединилась Екатерина Самуцевич, которая не только не скрывалась, но и сама пришла на допрос. И только после этого заговорил патриарх. «Диавол посмеялся над нами», - заявил он. С этим не поспоришь. Действительно, посмеялся… Я нарочно восстановил хронологию событий, чтобы стала понятна природа психоза, захлестнувшего страну в считанные недели. Известно, что большинству наших сограждан целые отделы мозга заменяет телевизор. Человек живёт своей неспешной жизнью. Платит за газ, отводит ребенка в детский сад, пьет пиво. А вечером включает телевизор. Именно из телевизора человек узнал о наличии у себя «религиозных чувств». И понял, как страшно их «оскорбили» размытые цветные пятна, которые несколько секунд на фоне иконостаса. - Что они там делали? - Оскорбляли чувства. - В чем выражалось оскорбление? - Пи-пи-пи. Вы задали лишний вопрос. Сказано ж: оскорбляли! Остальное: не твоего ума дело. Твоё дело маленькое: напрячь фантазию и представить, какой страшной и мучительной казни следует подвергнуть «кощунниц»! И человек послушно включает фантазию, забыв спросить: что такое «кощунницы». Помните Анатолия Кашпировского в конце 80-х годов. «Даю установку». Точно такую же установку на безумие страна получила весной 2012 года. Я видел сотни людей, повторяющих почти наизусть магические формулы, услышанные в ток-шоу Малахова, в спец-проектах НТВ и в передаче Аркадия Мамонтова на канале «Россия-1». Люди настойчиво, даже с остервенением цитировали чужой текст, ни на секунду не сомневаясь в том, что это их собственные убеждения. На словах об «оскорблённости чувств», я обычно спрашивал: «Вы, стало быть, прихожанин? Какого храма? Как часто богослужения посещаете?» И в двух случаях из трёх слышал в ответ: «Сам я, конечно, неверующий, но…» Дальше я уже не слушал. Человек обижался. Чуть ли не лез в драку. Мысль о том, что я отказываю ему в праве на «оскорблённость чувств» была для него нестерпима. Это всё равно, отнять у наркомана дозу, у младенца – соску, у Никиты Михалкова – мигалку. За это убить мало! Впрочем, та «оскорблённая» треть, которая с грехом пополам может вспомнить какие-то церковные эпизоды (вроде стояния на Пасху) мало отличается от «неверующих православных», составляющих большинство. Потому что любая попытка пробиться хоть на миллиметр дальше крашеных яиц всегда, в ста процентах случаев, терпит оглушительное фиаско… Напоминаю, мы с вами пока новички. Играем «Турецкий марш». Одним пальцем. Я говорю только о вещах, не требующих никаких специальных знаний. Нужны лишь элементарная трезвость и здравомыслие. У вас они есть? Вы уверены в этом? А я вот сомневаюсь. За президента Эстонии я спокоен. За министра иностранных дел Чехии тоже. А за вас – нет. Вы ведь тоже смотрите телевизор. Разговариваете с другими людьми. Завязнет коготок – всей птичке пропасть. Но это еще не самое страшное. Простое колдовство и разрушается просто. Человек опомнится, поймёт, что это его не третья нога, а чужой протез, чертыхнётся и пойдёт дальше на своих двоих. Совсем другое дело человек, претендующий на личное мнение по любому вопросу. В том числе и по Pussy Riot. Смешно наблюдать, как все эти «мыслящие единицы» абсолютно синхронно повторяют один и тот же трюк. Сейчас я вам его опишу. Первое. Констатируют «факт» - «религиозные чувства» большинства «оскорблены». «И нечего тут спорить!» - как любит говорить г-н Навальный. Второе. Дистанцируются от «темной массы», жаждущей крови «кощунниц». Третье. Каждый выбирает себе наиболее комфортную точку на «отрезке наказаний» и объявляет ее своим «личным мнением» по этому вопросу. А разница между кровожадным большинством и собой ставится себе в заслугу: «Вот я какой гуманный, современный, толерантный! Не то, что это быдло!» Поиск оптимальной точки – дело тонкое. С одной стороны, есть искушение проявить максимум «гуманности» - вплоть до «лично я, как христианин, готов их простить!». Это красиво! За это можно себя уважать. Глянуть украдкой в зеркало и восхититься: «Экий мордашка!» Но у такой позиции есть и своя теневая сторона – потеря связи с широкими народными массами. Для людей публичных – «видных оппозиционеров», актёров, писателей, телеведущих, авторов-исполнителей песен под гитару и пр. – это непозволительная роскошь. «Люди не поймут» - для них приговор. Проблема решается двумя способами. Способ попроще – найти точку где-то посередине. Скажем, «А я бы их выпорол и дал метлу в руки, чтобы двор Храма Христа Спасителя мели. Вот какой я гуманист!». Или «А я б им по максимуму дал! Сколько заслужили! Но… условно. Потому что деток жалко. Вот какой я гуманист!» И так далее. «Гуманисты» похитрее, вроде Алексея Навального, поступают иначе. Они пытаются усидеть сразу на двух стульях – понравиться и «тёмной массе» и «гуманистам». На практике это означает предельно уничижительные характеристики в адрес «кощунниц» («чокнутые девицы, бегающие вокруг алтаря», «дуры, совершившие хулиганство, ради паблисити», «в мечеть они почему-то не пошли…» и.т.д.) и, при этом, демонстративное требование проявить в отношении них гуманность. «Да, я ненавижу этих конченных мразей, как сорок тысяч братьев. Но я готов отдать жизнь за их свободу, как Вольтер. Вот такой я… нет, не гуманист - святой!» Предполагается, что «темная масса» прочтёт гневную преамбулу, а коллеги - по достоинству оценят «Вольтера». Схема изящная, но рискованная. Бестолковые люди всегда норовят прочитать то, что не надо. И сделать неправильные выводы… А теперь я обращаюсь лично к тебе – к тому, кто читает эту статью. Ведь ты «гуманист», правда? Ты же не хочешь, посадить их в бочку с фекалиями и саблей… (ну как Эраст Гарин в «Джентльменах удачи» рассказывал). И насмерть забить их камнями ты не советуешь. Ну, ремня дать, еще куда ни шло. Или может даже «хватит с них того что уже отсидели»! Чтоб уж не мелочиться, да? В любом случае у тебя есть уникальная возможность проверить свою нормальность. Сформулируй свою позицию по «делу Pussy Riot». А потом сравни ее с чешско-эстонским эталоном. Напомню, если забыл: панк-молебен – протестная акция; режим Путина расправляется с инакомыслящими, нарушая закон. И всё! Все что сверх этого – от лукавого. Интересно, сколько читателей успешно прошло этот тест? Интересно, хоть один из тех, кто не прошел, признал себя больным?.. Итак, «Турецкий марш» мы благополучно сыграли. Что дальше? Дальше мастерство, доступное немногим. Потому что в нашей богоспасаемой стране в церковных вопросах разбираются все (особенно те, кто богослужение видел только по телевизору), но на простые вопросы почему-то никто ответить не может. Задам для начала два: 1) что такое «кощунство»? 2) что такое «осквернение»? Отвечаю: 1) кощунство – оскорбление или насмешка над священными именами, явлениями, понятиями; 2) осквернение – то же самое, но действием и в отношении священных предметов. Текст панк-молебна известен. Из священных имён там упоминается только Богородица. Девушки обратились к ней с просьбой прогнать Путина. И призвали ее помощь в делах, которые считают правыми, справедливыми, достойными – в протесте против тирании и в защите прав женщин. Текст панк-молебна можно назвать наивным. Но его, при всем желании, нельзя назвать кощунственным. И рефрен «срань Господня», адресованный патриарху Московскому и всея Руси, по образности и резкости вполне достоин наиболее ярких и эмоциональных фрагментов «Псалтыри» или Евангелия. Но никаких признаков кощунства в нем не содержится. То же самое можно сказать и о других обидных для патриарха Кирилла словах и выражениях. Как частное лицо он может потребовать сатисфакцию в рамках гражданского процесса. Примешивать к этому церковь и говорить о «кощунстве» патриарх не имеет права. Он – не святыня. Что же касается «осквернения», то о нем всё уже сказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Никакие действия, связанные с ликвидацией последствий осквернения там не проводились. Потому что ничего не было осквернено. А нелепые заявления патриарха о том, что девушки «осквернили» гвоздь самим фактом присутствия с ним в одном помещении – это какой-то несмешной юмор. Ну и, чтоб два раза не ходить: всё, что находится за пределами алтаря, отделённого иконостасом, - общедоступная часть храма. Включая солею и амвон, на которых девушки провели 20 секунд в момент, когда богослужение не совершалось. А теперь представьте, сколько человек бездумно повторили клевету про «кощунство» и «осквернение», которой буквально сочился телевизор в последние месяцы! Причем, речь тут, вообще, не может идти о чьём-то личном мнении. В церкви мнений не бывает. В церкви есть «Устав». Так вот, никаких уставных норм девушки не нарушили. А все, что не противоречит «Уставу», в церкви де-юре разрешено. Прочие ограничения касаются лишь привычек и вкусов современных церковных людей. Скажем, в ранней церкви выступления пророчиц, находящихся в молитвенном экстазе, были не только нормой, но и средоточием всей христианской жизни. Считалось, что их устами говорит Святой Дух. На Руси никто не смел чинить препятствия юродивым Христа ради. А делали они подчас дикие шокирующие вещи. Считалось, что в каждой из них содержится урок, который свидетели происшедшего должны извлечь. Можно сказать, что нынешние церковные люди отвыкли от таких «острых блюд», что они ценят свой новый унылый уклад – каждая тётка в синем халате знает, где ее засаленная тряпочка для протирки подсвечников, каждая уборщица знает к какой розетке подключать пылесос, охранники никогда не ругаются матом. Не вопрос! Живите той церковной жизнью, которая вам нравится. Только не говорите, что эта уютная тина неприкосновенна! Да, у случайных свидетелей выступления девушек из Pussy Riot вполне могла отвалиться челюсть. Их можно понять – такое не каждый день увидишь. Но их бытовые привычки и представления о норме – ничто. Всё в церкви – Христос. Нам постоянно говорят, что девушки из Pussy Riot – враги Церкви Христовой, а их обвинители якобы «христиане». Пусть так. Открываем Евангелие, читаем. Как надо поступать с врагами - проклинающими, злословящими, гонящими? Благословлять, молиться за них, любить. Точка! Это не метафора. Это заповедь, исполнение которой – примета, позволяющая отличить христианина от самозванца. Между тем, сами девушки из Pussy Riot себя ничьими врагами не считают. Хорошо! Допустим, они не враги, а сёстры во Христе, которые сделали что-то неправильное. Открываем Евангелие, читаем: обличи наедине, не поможет – при свидетелях, не поможет - при всей христианской общине. Если не поможет и это, наступает самое страшное наказание из всех, возможных – остракизм: «да будет тебе как язычник и мытарь». Что делают наши соотечественники, по недоразумению называющие себя «христианами»? Не только сами проклинают, злословят, гонят, но и зовут «римских легионеров», чтобы потребовать для своих мнимых врагов максимально сурового наказания. О каких «религиозных чувствах» говорят люди, отрёкшиеся от Христа? Можно ли принимать их заведомо лживые слова за чистую монету? Вопрос риторический. С обвинителями более-менее разобрались. Вернёмся к обвиняемым… Зачем они это сделали? Дмитрий Медведев и Алексей Навальный утверждают «ради паблисити». Следователь Ранченков им возражает: из-за лютой ненависти к православным людям. Ему так кажется. Собственно, из-за ранченковских галлюцинаций девушки и сидят в тюрьме четвёртый месяц. А девочка Гера и мальчик Филипп ровно столько же не видят своих мам. А еще кто-то говорит про «современное искусство», про «перфоманс». Иные ограничиваются категоричным «выпендриться хотели» или «по дурости». Только три человека лишены права голоса: Надежда, Мария и Екатерина. Их оценка собственного поступка никого не интересует. Надежда даже письмо Чаплину написала с просьбой выслушать. Чаплин не соизволил. Тем более, неинтересна их оценка следователю Ранченкову – он и так всё знает и мнение своё менять не намерен. Потому что, если оно изменится, девушек придётся освобождать. Его даже две психолого-лингвистические экспертизы (проведенные по его же инициативе!) не убедили. Настойчивый человек. Целеустремлённый. Ему бы молоток в руки, да в Битцевский лесопарк… Но, мы отвлеклись. На недавнем судебном спектакле в театре на Таганке Надежда Толоконникова сообщила о том, зачем их четвёртый месяц держат взаперти. Оказывается сотрудники Центра «Э» МВД РФ предлагают им выгодную сделку – самооговор в обмен на свободу. Делается это просто. Девушки заявляют, что они как-то не очень сильно любят православных людей и потому решили их немного потроллить. О последствиях не задумывались. Но теперь они видят: насколько глубокие душевные раны они нанесли православным людям. Просят у них прощения. И раскаиваются в содеянном… В обмен на такое заявление, следствие ходатайствует об изменении меры пресечения. Обвинитель на суде попросит минимальный срок. Приговор - конечно, обвинительный. Но срок – условный. Всем спасибо, все свободны. Заманчивое предложение, правда? Четвёртый месяц пошел – они ни в какую! И ведь обман исключен – обвинение больше всех заинтересовано в том, чтобы этот кошмар побыстрее закончился. Поставить в этом проклятом деле «относительно гуманную» точку – это ровно то, что им нужно. А Надежда, Мария и Екатерина – стоят на своём! Вам не интересно почему? Тогда может быть выслушаем их, наконец? Необходимость панк-молебна они объясняли до смешного просто: митинги не помогают – Путин вот-вот воцарится, остаётся одно – просить о помощи Богородицу; ровно это мы и сделаем! И сделали панк-молебен. Собственно, панк-молебен – это видео-ролик. В Храме Христа Спасителя отсняли лишь 20-секундный эпизод, на который впоследствии был наложен звук. Форма и содержание панк-молебна настолько яркие, непривычные, шокирующие, что мало кто задаётся вопросом: а какой, собственно, жанр у этого произведения? Правильный ответ: молитва, молебное пение. Причем, по формату вполне традиционное – чередуются молитвенные и повествовательные куски, меняются «гласы» и т.д. За месяцы прошедшие со дня ареста Pussy Riot девушки много раз повторили: панк-молебен - не шутка, не хулиганская выходка, а настоящая молитва. Да, непривычная, да неуставная. И всё-таки молитва. Они не куражились, не шутили, не издевались над православными людьми, а обращались к Богородице с прошением – то есть, молились. Об этом говорится в редких письмах, которые девушки с помощью адвокатов переправляют на свободу. Подробно эта позиция изложена в официальном ответе Pussy Riot патриарху Кириллу на его выступление «Диавол посмеялся над нами». Все эти тексты доступны в сети. Я нарочно не даю на них ссылки. Если вам это действительно нужно, вы их сами без труда найдёте. Если нет – не о чем и говорить. Остаётся только пожалеть, что отнял у вас столько времени (раз дочитали аж до этого места!). И попрощаться… Обращаюсь к тем, кто остался. Вы уже почувствовали разницу, между простым и честным «новичковым» подходом чехов-эстонцев и той пугающей глубиной, к которой мы с вами с вами едва-едва прикоснулись? Тут всё как с Моцартом. С виду прост, как Филя из «Спокойной ночи, малыши!» Чаплин его даже с Бритни Спирс сравнил. Но пришел Святослав Теофилович и все испортил. Чем Рихтер отличается от Чаплина в этом вопросе? По большому счёту, только одним – предельной серьёзностью. Между тем, только по-настоящему глубокое, сложное и загадочное откликается на такое вдумчивое, пытливое прикосновение. Пустышка не манит и не отзывается. Она, как Чаплин - сидит с надутыми щеками и делает заявления «космического масштаба и космической же глупости». Девушки из Pussy Riot неисчерпаемы, как Моцарт! Я наблюдаю за ними с осени, а за Надеждой Толоконниковой уже четыре года – с акции арт-группы «Война» в Дарвиновском музее, которая принесла ей первую громкую (хоть и сомнительную) славу. С момента их ареста, я ушел в эту тему с головой, отложив все другие дела. И вот уже четвёртый месяц не могу оторваться. Поделюсь некоторыми наблюдениями, которые могут оказаться для вас полезными… Человеческое сознание инертно. Оно страшится того, чего не понимает и инстинктивно стремится на все навесить знакомые бирки. Вот, скажем, чехи и эстонцы. Для них первично содержание панк-молебна. А оно, как известно, протестное, антипутинское. Последующие репрессии – очевидная месть со стороны обиженного властителя. Все понятно! Непонятно другое – почему российское «белоленточное движение» не сделало те же нехитрые умозаключения? Ведь все акции девушек носили откровенно протестный характер. Например, в декабре прошлого года они отважно взобрались на крышу следственного изолятора, в котором содержались лидеры протестного движения во главе с Навальным. В этом оригинальном месте они песню «Свободу протесту!» Видите? Всюду «протест», «протест», «протест». Но, когда их посадили в тюрьму по абсурдному обвинению, за них никто не вступился! Тот же Навальный объявил их «дурами», «чокнутыми девицами», которые якобы хулиганили, чтобы прославиться. Откровенно протестное содержание панк-молебна он с барской небрежностью проигнорировал. Секрет этой черной неблагодарности и куриной слепоты прост – Навальный сказал то, что от него хотели слышать люди, оболваненные телевизором. Этика была принесена в жертву политической целесообразности. Все остальные деятели оппозиции (вплоть до самого последнего «пехотинца») поступили точно также. Все мнят себя вербовщиками, все собираются вести «темные массы» на антипутинские баррикады. А тут эти «кощунницы» - объект «всенародной» ненависти – глаза мозолят. Политическая целесообразность велит совершить подлость – и все ее совершают. Отказав Pussy Riot в праве на политический протест, их жульническим образом приписывают к департаменту «современного искусства». Действительно, некоторые из девушек в былые годы имели непосредственное отношение к акционизму. И группа Pussy Riot позаимствовала оттуда некоторые ноу-хау. Но содержание того, что они делали, рвёт акционистский шаблон напрочь. Недаром Марат Гельман, радостно присвоив себе славу Pussy Riot, неустанно журит их за «ошибки». А ошибка, на самом деле, в другом – в том, что абсолютно новое явление приписали к выдохшемуся, умирающему «современному искусству». Остальные попытки объяснить Pussy Riot еще анекдотичнее – через панк-культуру, через феминизм, через ЛГБТ-движение, которые девушки считают своим долгом защищать от нападок. И как венец неадекватности – сказки следователя Ранченкова про «религиозную ненависть». Не вливают вино новое в мехи ветхие – повутся! Pussy Riot – абсолютно новое, ни на что не похожее явление. Для того, чтобы его понять и о нем говорить нужен новый язык, новые термины. В конечном счете, нужны новые люди – такие же, как Надежда, Мария, Екатерина. Точка, в которой Pussy Riot появилась, находится на стыке политики, искусства, религии, философии, социальной и гендерной проблематики и многого другого. Причем, это не эклектика, не случайный набор, а плодотворный синтез, который олицетворяют сами девушки. Сначала этот синтез осуществился в них самих – в их головах, в их сердцах, в их душах. Потом они объединились и стали действовать в соответствии со своими убеждениями. Вернее, оба процесса шли параллельно, подталкивая и дополняя друг друга. И «всенародная» ненависть, и арест, и многие месяцы за решеткой, и неизбежный обвинительный приговор с реальным сроком – всё это для них не было неожиданностью. Они были к этому готовы. Они знали, что за честь быть первым придётся платить. Когда видео-ролик с панк-молебном появился в сети Надежда Толоконникова сказала своему постоянному оппоненту адвокату и общественному деятелю Марку Фейгину: «Нас за это обязательно посадят». Опытный юрист рассмеялся – и ребенку ясно, что в их действиях нет и не может быть никакого уголовного состава! «Хорошо, - согласился Фейгин, - Если тебя посадят, обещаю, быть твоим адвокатом». Слово ему пришлось сдержать. Эту историю, похожую на притчу, рассказал сам Марк на пресс-конференции, посвященной окончанию следствия. Судя по тому, что в очередной раз содержание под стражей девушкам продлили всего на месяц (а не на два, как обычно), адвокату придётся нелегко. В деле 7 томов. На ознакомление с ними в нормальном режиме нужно не менее трех месяцев. Но адвокатам, скорее всего, дадут чуть больше трех недель. И будет суд. С заранее известным приговором. Жаловаться в нашей стране бесполезно. Апеллировать не к кому. Воспитанное телевизором общество не возмутится. А «белоленточная оппозиция» лишь облегченно вздохнёт, когда возмутительниц спокойствия отправят на место отбывания срока. Рано или поздно Европейский суд по правам человека вынесет по «делу Pussy Riot» своё решение. Российские власти отработанным движением им подотрутся. Вот и всё. Или еще не всё?.. Pussy Riot была (и остаётся) лабораторией. Девушки пробовали разные комбинации порошков и почти случайно изобрели порох. Процессы, которые запустил панк-молебен, и их последствия, мы сможем объективно оценить через десятилетия. Не раньше. Сейчас можно говорить только о том, что бросается в глаза, что невозможно не заметить. Как известно, сомнительное слово «провокация» используют и в медицине. Там оно имеет исключительно положительные коннотации. Медицинская «провокация» - это введение в организм агента, активизирующего больные клетки. Когда болезнь обнаружена – ее можно лечить, купировать, ампутировать. Именно эту уникальную и рискованную функцию взяли на себя Pussy Riot. Пациент – общество. Сейчас мы переживаем фазу, когда все болезни вылезли наружу. Сорваны все маски. Упали все ширмы. Раздрались все завесы. Мы узнали так много правды про власть, про церковь, про «лидеров оппозиции» и, самое главное, про самих себя, что трудно ходить – ноги вязнут в правде, как в мартовском снегу. Я, например, про себя узнал, что, в общем-то, трусоват. Причем, для этого мне не пришлось ничего делать. За меня всё сделали Надежда, Мария и Екатерина. Мне остаётся только краснеть, глядя на них, и вздыхать украдкой. Такого мужества, хладнокровия и силы духа, как у них, я в себе не нахожу... Чтобы понять девушек из Pussy Riot, просто отыщите в сети побольше воспоминаний людей, которые их хорошо знали – школьных учителей, институтских преподавателей, сокурсников. И обязательно почитайте их тюремные письма! У вас получится три удивительных портрета: три разных судьбы, три разных биографии, три разных темперамента, три разных характера, три разных стиля. Каждая из девушек уникальна. Я, например, их такими вижу: Надя Толоконникова – это, прежде всего, потрясающе смелый и яркий ум, Маша Алехина – удивительная отзывчивость и редкое сердце, Катя Самуцевич – простота, за которой угадывается удивительная стойкость. Вы в курсе, что администрация СИЗО превратила ее камеру в «пресс-хату»? Чтобы склонить Катю к самооговору они подговорили двух уголовниц 40 и 50 лет, и те стали психологически давить на нее 24 часа в сутки... Мне эту ситуацию на себя примерить тяжело. Физически тяжело. Даже думать об этом не хочется. А Катя просто ушла в голодовку. По новым правилам факт голодовки можно сколько угодно скрывать от родственников и адвоката. Узнали они об этом случайно – на четвертый день. Но требование Кати – одиночную камеру – администрации СИЗО пришлось выполнить… Другой пример поразительной стойкости – горстка ребят, устроивших лагерь, посвященный Pussy Riot в сквере напротив Мосгорсуда (#ОккупайСуд). На них натравливали банду гопников, лагерь громили, место, где стояла палатка, перепахали, часть из ребят обвинили в сопротивлении полиции и посадили под административный арест. Всё без толку! Второй месяц они оттуда не уходят. Спят под открытым небом, завернувшись в одеяла. Они и сейчас там. Ни один «окупай» в Москве не держался так долго! Впрочем, первый, самый чистый, импульс, который погнал людей отвоевывать городские пространства для свободной жизни – имеет ту же природу, что и акции Pussy Riot. Ведь то, что девушки делали – тоже «оккупаи»: «#ОккупайКрыша», «#ОккупайЛобноеМесто», «#ОккупайАмвон»… Подведём итоги. Финала судебной драмы ждать осталось недолго. Рихтером за это время, не станешь. Но для того, чтобы научиться отличать Моцарта от Бритни Спирс времени достаточно. Не теряйте его даром! Ищите о них любую информацию. Читайте статьи гения и мудреца Артура Аристакисяна. Много думайте. И приходите в назначенное место в назначенный час. А можно просто взять на вооружение опыт чешских и эстонских товарищей и потихоньку, одним пальчиком наигрывать «Турецкий марш». Тоже вариант. Главное ни в коем случае не принимать за чистую монету «оскорблённые чувства». И не поступаться этикой ради политической целесообразности.